Истории

Альбрехт Дюрер как человек Возрождения

Альбрехт Дюрер как человек Возрождения
Фото: Альбрехт Дюрер, "Носорог" / Галина Артеменко, MR7

В Петербурге до середины весны можно увидеть шедевры мастера, подделки работ мастера и спасенные витражи по картинам мастера

В Зимнем дворце для посетителей открылась выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения». В нее вошло более 400 экспонатов из коллекций Эрмитажа и других российских музеев.

Царское наследство и трофеи

Как рассказали MR7 кураторы выставки — научные сотрудники Эрмитажа Наталья Сэпман и Светлана Мурашкина, в музей гравюры и ксилографии Дюрера попали в основном при Екатерине II, когда она составляла свои коллекции, а рисунки в качестве трофейных после Великой Отечественной войны передали частные лица.

Среди выставленных в Эрмитаже шедевров — «Рыцарь, смерть и дьявол», серия о святом Иерониме и другие выдающиеся произведения Дюрера. Но есть много такого, на что стоит обратить внимание, что не на поверхности и не на слуху.

Справка

Альбрехт Дюрер (21 мая 1471 года — 6 апреля 1528) родился и умер в Нюрнберге. Он один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Дюрер первый прославил гравюру как самостоятельное искусство, но был и блестящим живописцем, рисовальщиком, автором трудов по искусству и фортификации, первый из европейских художников написал свою автобиографию. За свою жизнь Дюрер оставил огромное наследие — почти сто картин, около тысячи акварелей и рисунков, более ста гравюр на металле, около 350 ксилографий и примерно 400 книжных иллюстраций.

Апокалипсис состоялся только на гравюрах

Европейскую славу Альбрехту Дюреру принесли 15 листов серии гравюр «Апокалипсис» — на оборотной стороне был напечатан текст Откровения Иоанна Богослова. Дюрер на собственные средства создавал серию в 1497—1498 годах, когда Европа ждала Апокалипсиса. Конец света был намечен как раз на 1498 год, традиционно к концу столетия. Но опять не случилось. Зато остались бессмертные гравюры. Все знают «Всадников Апокалипсиса», хотя не каждый сразу назовет имя художника. Но вот не все знают, что серия ужасов заканчивается, в общем-то, неплохо — у Ангела ключ от бездны, и чудовища не пройдут, а рядом мы видим прекрасный Небесный Иерусалим — Град Бога Живого, где все навечно хорошо — нету скорби, печали и горя.

  • Дюрер Всадники Апокалипсиса  1497-98 годы ксилография Государственный Эрмитаж.jpg

    Дюрер. "Всадники Апокалипсиса" 1497-1498 годы. Ксилография Государственный Эрмитаж

    Источник: Галина Артеменко / MR7

  • Дюрер последний лист Апокалипсиса все хорошо у Ангела ключи от бездны и впереди Небесного Иерусалима (1).jpg

    Дюрер. Последний лист Апокалипсиса.

    Источник: Галина Артеменко / MR7

Носорог через века

Носорога впервые в Европу привезли 1 мая 1515 года — в Лиссабон из Гоа в качестве подарка королю Мануэлу I. Он считался воплощенной фантастикой. Дюрер лично носорога не видел, прочитал письмо с его описанием, будучи у себя дома в Нюрнберге. Но создал произведение такой силы и мощи, что образ дюреровского носорога стал кочевать даже и по научной литературе вплоть до XVII века. Например, он появился в «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Но и современные авторы не забывают шедевра Дюрера — в Эрмитаже показали шелкографию нашего современника Дмитрия Плавинского (1937−2012), его «Носорог» 2008 года рождения.

  • Дюрер ксилография Носорог 1515 год Государственный Эрмитаж.jpg

    Дюрер ксилография Носорог 1515 год. Государственный Эрмитаж

    Источник: Галина Артеменко / MR7

  • Себастьян Мюнстер Космография Базель 1544 год Государственный Эрмитаж.jpg

    Себастьян Мюнстер Космография Базель 1544 год. Государственный Эрмитаж

    Источник: Галина Артеменко / MR7

  • Современный оммаж Дюреру Дмитрий Плавинский Носорог Шелкография 2008 Государственный музей изобразительных искусств им Пушкина (1).jpg

    Современный оммаж Дюреру Дмитрий Плавинский. "Носорог". Шелкография. 2008 год. Государственный музей изобразительных искусств им Пушкина

    Источник: Галина Артеменко / MR7

Рисунки как зеркало человека

Альбрехт Дюрер никогда не продавал свои рисунки и коллекционировал чужие. Почему не продавал? Искусствоведы считают, что тогда не было моды на рисунки, а собирать их начали лишь в XVIII веке. Но Дюрер понимал ценность своих и чужих. Они были и рабочим материалом для больших вещей и демонстрационным — можно было показывать заказчикам в мастерской. А еще Дюрер одним из первых ввел в моду портрет Ренессанса — не гравюру, а рисунок, показывая внутренний мир и характер человека.

На выставке представлен среди рисунков портрет Агнес Фрей — жены Дюрера, нежный, тонкий. Хотя из источников известно, что брак их был непростым, пара была бездетна. Но именно на плечах Агнес лежало основное бремя реализации работ мужа. И она торговала ими на ярмарках, в том числе на тогда уже знаменитой во Франкфурте, уезжая из дому иногда на много месяцев. А после смерти Дюрера руководила его мастерской и завещала учредить стипендию для студентов-теологов.

На выставке демонстрируются 10 рисунков Альбрехта Дюрера из эрмитажного собрания, должны были приехать еще — из музея «Альбертина» в Вене, но помешала пандемия.

Дюрер портрет жены Агнес Фрей 1497 год  грунтованная бумага серебряный карандаш белила Государственный Эрмитаж.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Дюрер. Портрет жены Агнес Фрей. 1497 год. Грунтованная бумага, серебряный карандаш, белила. Государственный Эрмитаж

Дополнительно

Специально для выставки Эрмитаж создал проект «Хроники Дюрера» — видеопрограммы будут доступны на официальной странице музея в «ВКонтакте» с 10 декабря.

Также к выставке создан проект «Музыкальное измерение» — современные композиторы написали музыку к некоторым разделам выставки.

Витражи из Петрикирхе

Мимо двух огромных витражей на выставке пройти будет невозможно — они притягивают, хотя и расположены вдалеке от центра Николаевского зала. Это витражи, созданные во второй половине XIX века в родном городе Дюрера Нюрнберге по его диптиху про четырех святых, который хранится в Мюнхенской Пинакотеке. Огромные витражи до 1930 года украшали церковь Петрикирхе на Невском проспекте. Но там задумали делать бассейн. Витражи чудом были спасены, увезены в Эрмитаж. Там они и хранились 80 лет, и только перед выставкой их впервые отреставрировали, заменили утраченный фрагмент — это видно, чтобы зритель мог различить подлинник и новое вкрапление.

Рассмотрите также немецкий витраж середины позапрошлого века, изображающий бракосочетание Альбрехта Дюрера с Агнес Фрей. В XIX веке в Германии помешались на Дюрере в поисках национального героя, пышно отметили в 1828 году 300 лет со дня смерти художника, празднование в родном Нюрнберге было такое, что приехало в 14 раз больше гостей, чем население городка. В Доме Дюрера открыли музей (он и сейчас есть), сделали серию витражей, один из которых ныне в Эрмитаже.

  • Витражи из Петрикирхе на Невском по полотнам Дюрера вывезены в Эрмитаж в 1930 - когда в церкви стали делать бассейн.jpg

    Витражи из Петрикирхе на Невском по полотнам Дюрера вывезены в Эрмитаж в 1930 - когда в церкви стали делать бассейн

    Источник: Галина Артеменко / MR7

  • Эрмитаж впервые показывает витраж Бракосочетание Дюрера и Агнес Фрей.jpg

    Эрмитаж впервые показывает витраж Бракосочетание Дюрера и Агнес Фрей

    Источник: Галина Артеменко / MR7

Последователи, плагиаторы и любители розыгрышей

Имя Дюрера было настолько популярным, что стало, как бы мы сказали, брендом. Все, что выходило в его мастерской, выходило с его знаком. Но находились художники, которые считали возможным сделать своеобразный «пазл» из целой серии гравюр мастера. Если бы не выставка, вряд ли посетители Эрмитажа вообще когда-либо увидели работу неизвестного автора «Мадонна у ворот», созданную приблизительно в 1580—1600 годах в технике гравюры резцом. Художник просто взял по чуть-чуть — где домик, где растение, где позу героини, где еще какую-то деталь из известнейшей серии Дюрера «Жизнь Марии» и других его работ. Да еще поставил год 1520 и монограмму Дюрера.

А вот Хендрик Голциус (1558−1617) поступил иначе — он имитировал ксилографию Дюрера «Обрезание» из серии «Жизнь Марии», но несколько изменил место действия, поместив героев в пространство реально существующей тогда церкви, да еще самого себя на той же картине изобразил. Потом, правда, выжег его углем и монограмму свою тоже выжег и на дыры наложил заплату и состарил искусственно свое произведение. Бытует легенда, что Голциус потешался над знатоками, купившимися на «новонайденную» работу Дюрера. Но Голциус потом раскрыл мистификацию.

Во время подготовки выставки музейщики совершили открытие — научный сотрудник Эрмитажа Алексей Ларионов установил авторство хранящейся в фондах картины «Рождество» — это работа, считавшаяся картиной неизвестного мастера, теперь атрибутирована как работа кисти Корнелиуса ван Далема, созданная по одноименной гравюре Дюрера. Ван Далем также написал картину по известному шедевру «Рыцарь, смерть, и дьявол», но эта работа хранится в США.

  • Неизвестный художник-компилятор заимствовал много элементов из серии Дюрера Жизнь Марии назвал работу Мадонна у ворот 1580-1600 годы Эрмитаж.jpg

    Неизвестный художник-компилятор заимствовал много элементов из серии Дюрера "Жизнь Марии" и назвал работу "Мадонна у ворот". 1580-1600 годы. Государственный Эрмитаж

    Источник: Галина Артеменко / MR7

  • Дюрер из серии Жизнь Марии ксилография 1502 -1503 годы Государственный Эрмитаж.jpg

    Дюрер. Из серии "Жизнь Марии". Ксилография. 1502 -1503 годы. Государственный Эрмитаж

    Источник: Галина Артеменко / MR7

  • Хендрик Голциус Обрезание гравюра резцом 1594 Государственный Эрмитаж художник ввел в заблуждение даже знатоков - все думали  неизвестный Дюрер.jpg

    Хендрик Голциус. "Обрезание". Гравюра резцом. 1594 год. Государственный Эрмитаж. Художник ввел в заблуждение даже знатоков - все думали, что это неизвестный Дюрер

    Источник: Галина Артеменко / MR7

  • Но разгадка есть - Голциус поместил на гравюру свой портрет.jpg

    Голциус поместил на гравюру свой портрет

    Источник: Галина Артеменко / MR7

  • Благодаря выставке атрибутировали картину и установиили имя автора - Корнелис ван Далем 1550-е Дерево масло Государственный Эрмитаж.jpg

    Благодаря выставке атрибутировали картину и установили имя автора - Корнелис ван Далем. 1550-е. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж

    Источник: Галина Артеменко / MR7

Где: Николаевский зал (зале № 191) Зимнего дворца

Когда: До 28 марта 2022 года

0+

share
print