Чем заняться

Шедевры античных стеклоделов собрали на выставке в Эрмитаже


версия для печати
Выставка дает возможность увидеть и оценить изделия мастера Энниона, чьи работы остались непревзойдёнными по изысканности форм и сложности орнаментации.
Шедевры античных стеклоделов собрали на выставке в Эрмитаже Фото: Олег Золото / MR7

В Зимнем дворце 4 декабря открывается для посетителей выставка «Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I — IV веков», посвященная прославленному античному стеклоделу. Он создавал свои шедевры в первой половине I века в римской провинции Сирия, включавшей современную территорию Сирии, Палестины, Израиля, Ливана и острова Кипр. Выставка дает уникальную возможность увидеть и оценить изделия мастера, чьи работы, по мнению историков, остались непревзойдёнными по изысканности форм и сложности орнаментации.

«Мы говорим об античном среднеземноморском стекле, имеющем имя. Вообще в древнем мире не полагалось иметь имя мастерам, а уж тем более иметь свой копирайт и торговую марку. У нас в Эрмитаже изумительная коллекция вещей мастера Энниона, который жил в районе Финикий», — заметил гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки.

Работы Энниона представлены вместе с изделиями мастерских Восточного Средиземноморья, которые демонстрируют большое разнообразие форм сосудов и умения работавших там стеклоделов. Всего экспозиция включает 90 работ, исполненных с I по IV век. В том числе 84 предмета — из эрмитажного собрания, одного из крупнейших в мире. Оно насчитывает более трех тысяч экспонатов и охватывает период с VI века до н.э. до IV века н.э.

ZOV31361.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Особую роль на выставке играют подписные изделия работы Энниона.

Особую роль на выставке играют подписные изделия работы Энниона, среди которых четыре стеклянных сосуда из коллекции известного израильского коллекционера Шломо Муссайеффа, предоставленные для выставки его вдовой Алисой Муссайефф, и украшение эрмитажной коллекции — изящная по форме, изысканно декорированная амфора. Представленные памятники знакомят с историей античного стеклоделия, различными техниками, в которых работали древние мастера, создавшие стеклянные сосуды, несмотря на хрупкость, дошедшие до нас через тысячелетия, и сюжетами, которые их привлекали.

Справка

Мастер Эннион жил в в I веке нашей эры в городе Сидоне (Сайде) — одном из самых древних и процветавших в то время финикийских городов, расположенном на восточном побережье Средиземного моря, на территории современного Ливана. Эннион производил и продавал по всему римскому миру стеклянные сосуды тонкой работы и был одним из первых, кто стал выдувать стекло в формы — матрицы. Умелый дизайн «торговой марки» и копирайта сделал его самым знаменитым творцом античного стекла.

ZOV31325.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Свое имя в формуле «Эннион делал» или «Эннион сделал это» мастер размещал в виде «таблички с ручками» среди узоров своих же изделий.

Выставка демонстрирует разнообразие техник изготовления стеклянных изделий. Это, к примеру, мозаичная техника, отливка в матрице или техника сердечника, когда на глиняную болванку накручивали жгуты горячего стекла, что позволяло создавать причудливые орнаменты.

Возможность использования стеклодувной трубки привела к возникновению новых техник, которые могли комбинироваться. Одна из них — особенно сложная и требующая нескольких этапов — выдувание изделия в специальной, предварительно созданной форме — матрице. Она позволяла украшать поверхность сосудов замысловатыми рельефными орнаментами, а иногда и сюжетными изображениями. Эннион особенно хорошо владел этим искусством.

Именно Сидон, где жил Эннион, стал главным центром производства стеклянных сосудов в начале первого тысячелетия, что во многом было обусловлено огромными доходами от экспорта ароматических веществ, различных бальзамов и благовонных масел. Спрос на всевозможные миниатюрные емкости для косметики и разных ароматических жидкостей, медицинских экстрактов и специальных масел был настолько велик, что изделия из стекла, в которых все это можно было налить, успешно конкурировали с глиняной тарой. Вдохновляясь образцами из глины или металла, мастера вносили некоторые изменения в форму и декор сосудов, учитывая функциональные предназначения их изделий и хрупкость материала. С открытием метода свободного выдувания предметы из стекла достаточно быстро стали столь же массовыми и привычными в повседневной жизни как керамические изделия.

Представление о том, каким образом хрупкие предметы паковались перед отправкой по торговым путям, дают обнаруженные при раскопках в Египте стеклянные бутылочки, обернутые в волокна пальмы. Безусловно, массовая продукция не была столь технически сложной, как у Энниона, но именно эти кубки, миниатюрные флаконы и бальзамарии дают представление о том, каким формам и декоративным мотивам отдавал предпочтение широкий круг их потребителей.

ZOV31668.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Хрупкие сосуды перед транспортировкой заворачивали в волокна пальмы.

Главные торговые морские пути, на которых располагался Сидон, простирались от Египта до Малой Азии, Италии, Греции и других областей. Неудивительно, что разнообразные стеклянные изделия из Восточного Средиземноморья были найдены на обширных территориях Римской империи — от Испании и Персидского залива до Северной Европы. Имя мастера Энниона встречается на сосудах и их фрагментах из самых разных мест Италии, юга Франции, Баварии, Далмации, а также Коринфа, острова Кипр, самого Сидона, Иерусалима, современного Стамбула и столицы Боспорского царства Пантикапея (современная Керчь). Именно в некрополе Пантикапея, знаменитом памятнике античной культуры в Северном Причерноморье, откуда происходит значительная часть эрмитажного собрания римского стекла, в ХХ веке был найден редкий экспонат — изящная амфора темного стекла. Это единственная в собрании Эрмитажа подписная работа мастера Энниона.

Разнообразные по форме и техническим приемам изделия античных стеклоделов создают общую картину художественного ремесла, на фоне которой виртуозно исполненные авторизованные произведения Энниона занимают особое место. Шедевры, созданные им, и сегодня поражают изощренностью и изысканностью своих форм и цветовых решений, вызывая восхищение элегантностью и виртуозностью работы.

ZOV31688.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Амфора работы Энниона.



Стекло прозрачное коричневое, оттенка темного янтаря; техника выдувания в четырехчастной матрице. Восточное Средиземноморье. Сидон. Начало I века. Во фризе с завитками надпись в две строки ENNIWN / ЕПОIEI (Эннион делал). Найдена в некрополе в Пантикапея.


  • ZOV31587.jpg

    Разнообразные по форме и техническим приемам изделия античных стеклоделов создают общую картину художественного ремесла, на фоне которой виртуозно исполненные авторизованные произведения Энниона занимают особое место.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31357.jpg

    Кувшин работы мастера Энниона. Стекло прозрачное голубовато-зеленоватое; техника выдувания в четырехчастной матрице. Восточное Средиземноморье. Сидон. Первая половина I века. Под ручкой в полосе седчатого орнамента надпись в две строки ENNIWN / ЕПОIEI (Эннион делал).

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31617.jpg

    Внешне цвет кушина сильно изменился. Истинные оттенки сохранились лишь внутри сосуда.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31673.jpg

    Чаша с двумя ручками работы мастера Энниона. Стекло прозрачное голубовато-зеленоватое; техника выдувания в трехчастной матрице. Восточное Средиземноморье. Сидон. Первая половина I века. В прямоугольных рамках надписи: Эннион сделал [это]); Покупатель, благословен будь [богами].

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31424.jpg

    Амфориск. Техника сердечника. Восточное Средиземноморье. I в. до н.э. - 1 в. н. э. Найден в некрополе Пантикапея.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31507.jpg

    Сосуд в виде рыбы. Стекло прозрачное светло-зеленое; техника выдувания в двухчастной матрице. Восточное Средиземноморье. II-III вв.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31543.jpg

    Сосуд в виде рыбы. Техника свободного выдувания. Восточное Средиземноморье. II в. Найден в некрополе Херсонеса

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31550.jpg

    Кувшин. Техника свободного выдувания. Восточное Средиземноморье. I в.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31346.jpg

    Спрос на всевозможные миниатюрные емкости для косметики и разных ароматических жидкостей, медицинских экстрактов и специальных масел был настолько велик, что изделия из стекла успешно конкурировали с глиняной тарой.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31578.jpg

    Сосуд (банка). Стекло прозрачное голубоватое, бирюзовае (ручки и накладной орнамент); техника свободного выдувания. Восточное Средиземноморье. IV вв.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31329.jpg

    Главные торговые морские пути, на которых располагался Сидон, простирались от Египта до Малой Азии, Италии, Греции и других областей.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31465.jpg

    Куфшины-близнецы. Они были сделаны в одной матрице.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31479.jpg

    Миниатюрный кувшин. Стекло глушеное белое, прозрачное коричневое (ручка); техника выдувания в двухчастной матрице. Сирия. I век.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31500.jpg

    Фигурный сосуд: голова мальчика. Стекло прозрачное зеленоватое; техника выдувания в трехчастной матрице. Восточное Средиземноморье. III - начало IV вв.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31452.jpg

    Стакан с надписью. Стекло прозрачное, зеленовато-голубое; Сирия. I век. Надпись: KATA IXAIPE KAI EYФPAINOY (Будь здоров и радуйся)

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31438.jpg

    Миниатюрный куфшин. Стекло прозрачное, зеленоватое; техника выдувания в восьмичастной матрице. Восточное Средиземноморье. Сидон. I в. Найден на территории древнего Нимфея.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31696.jpg

    Шедевры, созданные Эннионом, и сегодня поражают изощренностью и изысканностью своих форм и цветовых решений, вызывая восхищение элегантностью и виртуозностью работы.

    Источник: Олег Золото / MR7


Где: Государственный Эрмитаж. Выставка входит в маршруты № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы) по главному музейному комплексу.

Когда: с 4 декабря 2021 года до 13 марта 2022 года.

Для входа в музей необходим QR-код о вакцинации от COVID-19 или перенесённой инфекции.

Возрастное ограничение: 0+

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости

Лента новостей