Чем заняться

В Зимнем показывают фотографии первого и единственного «фотографа Императорского Эрмитажа»


версия для печати
Более ста снимков Федора Львовича Николаевского впервые представлены вместе.
В Зимнем показывают фотографии первого и единственного «фотографа Императорского Эрмитажа» Фото: Олег Золото

На открывшейся в конце ноября в Зимнем дворце выставке «Фотограф Императорского Эрмитажа Ф. Л. Николаевский» представлено более ста произведений из собрания музея. Впервые показанные вместе в таком объеме, они раскрывают различные этапы творческой биографии Федора Львовича Николаéвского: обучение в Императорской Академии художеств и работу в Военно-топографическом отделе Главного штаба, сотрудничество с художественными изданиями, музеями, частными коллекционерами и исследователями русского и мирового искусства.

Справка

Федор Львович Николаевский — творческий псевдоним гравера, инженера-изобретателя, фотографа Файбеля Лейбовича Миколаевского (1849−1917), известного в художественных кругах Санкт-Петербурга на рубеже ХIХ-ХХ веков. Звание «фотограф Императорского Эрмитажа», которым его удостоили — единственный случай в истории музея.

ZOV01411.JPG

Фото: Олег Золото / MR7
Фотографии Федора Львовича Николаевского представляют исключительную историческую ценность.

Фотографии Федора Николаевского представляют исключительную историческую ценность: на них запечатлены залы музея на рубеже XIX—XX вв., живописные и скульптурные произведения, предметы прикладного искусства из коллекции музея, архитектурные виды.

Так, например, на выставке можно увидеть снимки, сделанные в интерьерах Эрмитажа. Зрителю представлены залы Нового Эрмитажа, Лоджии Рафаэля, Эрмитажный театр, Зал Фламандской живописи, Зал Французской живописи, как они выглядели больше ста лет назад — до революции.

IMG_20211201_171420.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Федор Львович Николаевский — творческий псевдоним гравера, инженера-изобретателя, фотографа Файбеля Лейбовича Миколаевского (1849–1917)

В каждой работе фотографа заметно четкое понимание художественных особенностей и материальных качеств произведения и в то же время собственное видение объекта. Технически совершенные снимки Николаевского ценны не только своей документальность, это и изящные фотографические рисунки, поражающие тончайшими градациями темных и светлых тонов, композиционной ясностью и чистотой линий.

Выставку дополняют мемориальные вещи: среди них визитная карточка фотографа и печать, брошь с портретом мастера, семейные снимки.

ZOV01420.JPG

Фото: Олег Золото / MR7
Выставку дополняют мемориальные вещи: среди них — визитная карточка фотографа и печать, брошь с портретом мастера, семейные снимки.

«У Эрмитажа всегда были свои фотографы, есть они и сейчас. Эрмитаж ценит их и как создателей документов, и как художников», — заметил гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Экспозиция в Пикетном зале Зимнего дворца — дань уважения музейных сотрудников своему коллеге, явившему пример подлинного служения Эрмитажу и оставившему богатое творческое наследие, историческое и художественное значение которого будет со временем только возрастать.

  • ZOV01388.jpg

    В Пикетном зале (№ 196) Зимнего дворца открывается выставка «Фотограф Императорского Эрмитажа Ф. Л. Николаевский».

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV01395.jpg

    На выставке «Фотограф Императорского Эрмитажа Ф.Л. Николаевский» представлено более ста произведений из собрания музея.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV01370.jpg

    В каждой работе фотографа заметно собственное видение объекта, четкое понимание художественных особенностей и материальных качеств произведения.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV01420.jpg

    Выставку дополняют мемориальные вещи: среди них — визитная карточка фотографа и печать, брошь с портретом мастера, семейные снимки.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV01472.jpg

    Портрет семьи Николаевских. 1910 гг. Коллодионный отпечаток. На снимке помимо самого Николаевского, запечатлены члены его многочисленной семьи: супруга Фаина Мироновна и дети - Лев, Анна, Александр, Мария и Эмилия.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV01184.jpg

    Портрет Ф. Л. Николаéвского. 1881-1892 г. Желатиновый отпечаток.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV01443.jpg

    Портрет директора Эрмитажа И. А. Всеволожского. Коллодионный отпечаток. Портрет был снят в Галерее древней живописи в апреле 1906 года, когда по случаю 50-летнего юбилея служебной деятельности директору была объявлена высочайшая благодарность и пожалован Знак отличия беспорочной службы.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV01399.jpg

    Фотографии Федора Николаевского представляют исключительную историческую ценность.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV01540.jpg

    Экспозиция в Пикетном зале Зимнего дворца — дань уважеия и искренней признательности музейных сотрудников своему коллеге, явившему пример подлинного служения Эрмитажу.

    Источник: Олег Золото / MR7

890x675_1Ld8Kimc1OKZ5pU4NYwU.png

Фото: Олег Золото / MR7
Репродукция картины мастерской Л. Каравака «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». 1912 г. Коллодионный отпечаток



Портрет работы мастерской французского живописца Л. Каравака из собрания Пажеского корпуса был отснят Николаевским для выставки «Ломоносов и елизаветинское время» (1912 г.). После революции судьба картины долгие годы оставалась неизвестной. Вероятнее всего, она покинула Россию в 1920—1930-х годах в период активных продаж художественных ценностей за границу. В ноябре 2008 года портрет Елизаветы Петровны появился на аукционе Sotheby's и был продан в частное собрание.

ZOV01446.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Скульптура Ж.-А. Гудона «Диана-охотница». 1894-1915гг. Коллодионный отпечаток.



Скульптура, созданная французским скульптором Ж.-А. Гудоном в 1780 году, имела колоссальный успех у публики и была приобретена Екатериной II. С середины 1880-х годов статуя находилась в Галерее древней живописи среди других произведений западноевропейской скульптуры, в мае 1930 года она была продана нефтяному магнату Г. Гюльбенкяну за 20 000 фунтов стерлингов. В настоящее время в числе многих эрмитажных произведений, покинувших Россию в результате распродаж художественных ценностей 1920−1930-х годов, она хранится в Музее Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне.

ZOV01241.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Негатив с изображением картины Рафаэля «Мадонна Альба». 1900-е гг. Стеклянный желатиносеребряный негатив.



Картина «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» предположительно была написана Рафаэлем в 1509—1511 годах. Свое второе название «Мадонна Альба» она получила уже в ХII веке, оказавшись в Испании в собрании герцогов Альба. Сменив нескольких владельцев, в 1836 году она была приобретена императором Николаем I для Императорского Эрмитажа как одно из величайших произведений своего времени. Несколько десятилетий картина находилась на экспозиции итальянской живописи, как образец высокого искусства многократно копировалась русскими художниками, воспроизводилась в различных техниках. Продажа шедевра эрмитажной коллекции в апреле 1931 года позволила советскому правительству получить за нее более 1,1 миллиона долларов США, в течение долгого времени после этой сделки полотно было самым дорогим произведением искусства на мировом антикварнем рынке. «Мадонна Альба» в числе еще 20 картин Эрмитажа вошла в состав коллекции Э. Меллона, а затем пополнила собрание Национальной галереи искусств в Вашингтоне.

ZOV01493.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Вид Невского проспекта с балкона ресторана Палкина. 1900-е годы. Коллодионный отпечаток.



Одной из достопримечательностей Петербурга был ресторан «Палкинъ» на углу Невского и Владимирского проспектов, открытый купцом 1-й гильдии К. П. Палкиным в 1874 году. По воспоминаниям современников, это был лучший ресторан русской кухни столицы, поражавший посетителей не только изысканным меню, но и роскошью интерьеров. В ресторане было более 20 залов и кабинетов, биллиардные, зимний сад, в летний период столы накрывали на балконе на втором этаже. При новом владельце В. И. Соловьеве «Палкинъ» не только сохранил свое имя, но и преумножил свою популярность, в ресторане устраивались воскресные обеды с музыкой, вошли в моду ужины после театральных представлений, клиентам предлагалась еда навынос. В разные годы здесь можно было встретить Н. С. Лескова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыков; Щедрина, А. И, Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина.

Где: Экспозиция снимков Ф. Л. Николаевского представлена в Пикетном зале Главного музейного комплекса

Когда: до 27 февраля 2022 года.

Музей работает по средам, пятницам и субботам с 11:00 до 20:00, в остальные дни, кроме понедельника, до 19:00.

Стоимость билетов не превышает 500 рублей.

Возрастное ограничение: 6+

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости

Лента новостей