Новости

Искусство вне поля зрения

Пока еще эти картины требуют пояснений, а многие не готовы воспринимать их как художественное высказывание.

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Вне истеблишмента» — экспозиция самобытных художников с ментальными особенностями. Юлия Косульникова, Алексей Сахнов, Алексей Баров, Ильгар Наджафов, Сергей Федулов и Александр Савченко имеют опыт жизни в психиатрических лечебницах или психоневрологических интернатах. При этом каждый из художников оригинален и обладает собственным почерком и видением мира.

Фото: Олег Золото / MR7
Открытие выставки

«Здравствуйте, я рада видеть вас, приходите ко мне»

Юлии Косульниковой 24 года, она сначала жила в детском доме-интернате. Теперь во взрослом — в Волосовском районе. Юля улыбается и любит общаться, зовет в гости. Девушка никогда не занималась в арт-студиях, ее работы заметила волонтер Ляля Таршина и стала помогать. Юля рисует в своей комнате. Ее рисунки беспощадны — строгость линий, минимализм и тематика.

Она пишет то, что видит — закрытые учреждения и жизнь в них, больницы с их бытом, поднимающимся в своей неприкрытой боли до бытийности. И сама Юля с ее звонким детским голосом, и герои ее рисунков — страдающие, привыкшие терпеть люди. В этой несовместимости одна из тайн художника Косульниковой. Работы Юлии экспонировались в музеях Петербурга, Москвы, Екатеринбурга.

Один с кошкой по имени Святая Богиня

Александру Савченко 65 лет. Он одиноко живет в Великом Новгороде. Из близких в доме у него только кошка по имени Святая Богиня, родные навещают редко. Зато у Александра много знакомых — от священников до натурщиц. Александр находит возможность приезжать в Петербург и даже в Москву, показывает картины, ходит в церкви и на выставки. Пишет Александр Савченко маслом по бумаге, что странно, ведь масло тяжелое и жирное, а бумага хрупкая. Но это художника не смущает. Больше всего ему удаются женские портреты. Поддерживает художника проект «Аутсайдервилль». Его работы демонстрировались и на родине, и в обеих российских столицах, и даже в Париже.

Фото: Олег Золото / MR7
У картин Александра Савченко.

Лечение инопланетян по соглашению

Сергею Федулову 40 лет, рисовал с детства, дедушка-художник занятия внука поощрял. Сергей после школы выучился на реставратора, но хотел найти свое место, свой стиль, свои сюжеты. Сейчас рисует в «Студии № 6» при Городской психиатрической больнице № 6. Сергея тоже поддерживает проект «Аутсайдервилль».

Искусствоведы определили самобытный стиль художника как иронический фантастический реализм. Сам же Федулов любит научную фантастику. На его картинах самые разные персонажи, причем как в классическом анекдоте про психиатрическую больницу: «Где тут у нас Наполеон?». А вот же он — с товарищем Сталиным на планете Коммунизма. Сергей участвовал во многих выставках, даже в Сербии и Японии.

Темницы и домики Алексея Сахнова

Алексей Сахнов живет в Психоневрологическом интернате № 3 в Старом Петергофе. Он не говорит, поэтому подробностей его детства и юности не знает никто. Алексей рисует и создает объекты-домики в своей комнате, иногда приходит в арт-студию благотворительной организации «Перспективы», которая уже много лет создана в ПНИ № 3.

Мир домиков Сахнова — светлый, населенный игрушками, часто в домиках приоткрыта дверца, много окон. А на его рисунках — жесткий линейный мир «зазаборья» — закрытых учреждений. Пространства этих учреждений пусты и угрожающи, но иногда мы видим там неких существ — недотыкомки, маленькие чудовища появляются и исчезают, пугая и оставляя человека наедине со своим одиночеством.

Искусство создано для того, чтобы человек не угас

Эти слова однажды произнес Ильгар Наджафов — тонко чувствующий человек, художник, рассказчик, актер. Ильгар умер https://mr-7.ru/articles/228971/ в Николаевской больнице от ковида зимой этого года. Ильгар умер в 46 лет, но так много успел. Он играл Гамлета в спектакле проекта «Перспектив» «Театр без границ», он писал рассказы к своим картинам — волшебным пространствам листа, заполненным тонкими линиями, складывающимися в образы. Ильгар нашел свою семью в Азербайджане и мечтал к ним поехать в гости, но не успел.

Выставки Ильгара Наджафова проходили кроме Петербурга и Москвы в Гамбурге и Стокгольме, его работы есть в «Музее всего» в Лондоне.

Пластилиновый мир

Алексею Барову всего 16 лет, он живет в детском доме, но в каком — не разглашается, так как парень несовершеннолетний. Нашли Алексея волонтеры общественной организации «Шаг навстречу». Сначала подросток очень недоверчиво отнесся к тому, что к его работам проявили такой серьезный интерес, но потом успокоился — передавал работы в обмен на пластилин. Алексей из него лепит машины, дома, грелки, таблетки, пожарные гидранты и краны, медицинские приборы и даже загадочный прибор «для починки пальцев». Его пластилиновые скульптуры яркие и выполнены скрупулезно. Уже второй раз работы Алексея выставляются в Русском музее, в минувшем году их можно было увидеть на выставке «Поймать большую рыбу».

Алексей Баров. Пожарный шланг

***

На Западе существует более 400 галерей и музеев, выставляющих художников с инвалидностью и ментальными особенностями. Еще в середине прошлого столетия появился термин «ар-брют», созданный художником Жаном Дюбюффе. Но более широкое распространение получил термин «аутсайдер-арт», предложенный в 1972-м Роджером Кардиналом. Выставка в Русском музее пытается уйти от этих обозначений и говорить об искусстве.

Фото: Олег Золото / MR7
Наталья Петухова

— Наша цель — поднять этические вопросы принятия людей с ментальными особенностями, — говорит ведущий специалист отдела социокультурных коммуникаций Русского музея Наталья Петухова. — Мне хотелось бы верить, что однажды общество достигнет такого уровня инклюзии, что специальных терминов для обозначения этого искусства не потребуется в принципе. И все, что достойно называться искусством, будет так называться без дополнительных пояснений.