Истории

Совету по сохранению культурного наследия предложили опасный прецедент

Совету по сохранению культурного наследия предложили опасный прецедент
Фото: предоставлено Петербургским отделением ВООПИиК / проект терминала ВСМ у Московского вокзала

Баланс сохранения и развития для Петербурга может быть обеспечен только соблюдением закона об охране наследия.

Совет по сохранению культурного наследия 23 ноября собрался впервые в пандемийную эпоху в очном формате. Не случайно его решили проводить в Музее железнодорожного транспорта у Балтийского вокзала. Первым и главным вопросом членам Совета было предложено рассмотреть концепцию размещения в Петербурге терминала Высокоскоростной железнодорожной магистрали до Москвы. Его планируют построить рядом с Московским вокзалом. Заказчиком проекта выступает ОАО «РЖД». И в выборе места проведения мероприятия был явственный посыл: посмотрите, мы умеем сохранять, ведь одно из зданий музея — бывшее старое депо.

Губернатор Петербурга Александр Беглов, возглавляющий Совет по сохранению культурного наследия, присутствовал онлайн, выступал первым с приветственным словом, говорил о важности строительства самой магистрали, ее нужности и при этом о важности сохранения исторических памятников.

Главный архитектор проекта терминала Константин Трофимов («Проектный институт № 1») долго рассказывал о грандиозности задумки: до Москвы можно будет добраться за 2 часа 39 минут, с нового вокзала будут ежесуточно уходить 42 скоростных поезда, пассажиропоток будет огромным, тысяча автомобилей сможет подъезжать к платформе, а одновременно терминал вместит 2100 человек. Чтобы создать все это, надо будет снести 15 исторических зданий — краснокирпичных складов Кокорева на Лиговском проспекте, 50−52, построенных в период с 1863 по 1913 год. Конечно, кое-какие стены останутся, их собираются «вписать» в современное пространство.

Совету по сохранению культурного наследия ради ВСМ предлагалось одобрить изменение городского закона № 820 «Об охране культурного наследия», запрещающего снос исторических дореволюционных зданий в зоне охраны.

Тяжелая и неблагодарная задача выпала рецензенту концепции терминала — архитектору Юрию Земцову (архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»), но он произнес и слово «снос» и слово «прецедент». Без сноса старых складов никакого терминала в городе не построить, признал Земцов, но сказал, что если уж инициировать процедуру изменения закона, то раз и навсегда в таких случаях не может быть категоричных решений, а каждый раз нужна будет новая процедура.

Но что это будет тогда за закон такой — что дышло, если каждый раз надо будет менять его по чуть-чуть? Заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик уверен, что тогда это уже будет не закон об охране наследия.
— Нам предлагается необычайно опасный прецедент — по каждому случаю вносить изменения в закон, когда это нужно инвестору, — констатировал Мильчик, — тогда уж ликвидировать надо этот закон.

960481dd-3a83-496d-852f-7e0cd41402c4.jfif

Фото: предоставлено Петербургским отделением ВООПИиК
визуализация терминала ВСМ

Жизнь такого мегаполиса как Петербург — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — предполагает постоянный поиск баланса сохранения и развития, сложные отношения, в чем-то компромиссные с обеих сторон, но твердые в одном — соблюдении принятых законов.

— Совет не наделен полномочиями менять законодательство, а нам предлагается одобрить изменения, которые являются опаснейшим прецедентом. Если мы пойдем на это один раз, то к нам выстроится очередь, — уверен заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. — Желающих, чтобы этот закон максимально был наполнен исключениями, очень много, и весь наш путь, который мы прошли более чем за 20 лет по охране наследия, становится бессмысленным.

Кононов также напомнил, что процедура изменения городского закона «Об охране наследия» достаточно сложна — с привлечением Минкульта, государственной историко-культурной экспертизы объектов, внесением вопроса в повестку Законодательного собрания, общественным обсуждением.

— Не думаю, что у Совета по наследию есть основания рекомендовать идти против действующего закона, — резюмировал заместитель председателя петербургского ВООПИиК.

Решено, что для поиска оптимального варианта строительства нового терминала и сноса исторических зданий при КГИОП будет создана рабочая группа с привлечением и членов Совета, и транспортников.

Впрочем, спешки в этом вопросе, кажется, пока не требуется. 16 ноября вице-премьер Марат Хуснуллин сообщал, что строительство ВСМ Петербург — Москва пока откладывается на неопределённый срок. Это очень затратный проект, и пока у государства другие приоритеты.

share
print