В Петербурге появился музей градозащиты
На экспозиции расскажут, как больше века ведется борьба за сохранение всего самого красивого в городе.
На Захарьевской улице, 14, сегодня открылась постоянно действующая экспозиция «История движения в защиту Петербурга» центра сохранения культурного наследия имени академика Бориса Пиотровского. Красную ленточку на открытии экспозиции перерезал его сын, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Дом царевны
Здание на Захарьевской, где некогда располагалось Ленинградское отделение ВООПИиК, а теперь Петербургский центр сохранения культурного наследия им. академика Бориса Пиотровского — само уникальный памятник. Это одно из первых каменных зданий города, выстроенное в 1711 году как дворец бывшей государыни, царевны Наталии Алексеевны — сестры Петра I. С 1813 года оно фактически не перестраивалось, лишь ремонтировалось и реставрировалось, поэтому совершенно оправданно то, что в экспозиции уделено внимание истории дома и выставлены предметы — от клейменых старых кирпичей до ветхого «Боевого листка», найденные в процессе ремонтных работ в этом здании.
В целом же экспозиция рассказывает о том, как возникло понимание сохранения городских зданий и уникальной исторической среды Петербурга, когда горожане стали осознавать, что город надо сохранять как целостность его ансамблей, как развивались эти общественные движения и что происходит сейчас. Авторы экспозиции — художник Аркадий Опочанский и куратор Елена Кононенко — смогли вместить в четыре зала материалы об истории общественных движений за сохранение культурного наследия, подлинные предметы, фрагменты городского декора, бережно совместив демонстрацию документов и объектов с мультимедийным контентом. На экранах можно узнать о тех, кто на протяжении 120 лет занимался сохранением города, узнать, что такое «Охрана памятников в Петербурге», как возникли охранные зоны в центре города, благодаря которым, собственно, Петербург и удалось внести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как единый объект.
Старый Петербург — Новый Ленинград
История общественных движений за сохранение культурного наследия Петербурга ведет свое начало с 1902-го. В этот год историк искусства Александр Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» статью «Живописный Петербург», где назвал город «удивительным, имеющим мало себе подобных по красоте». Это произошло в преддверии двухсотлетия имперской столицы, а в юбилейный год было основано Общество архитекторов-художников, которое начало разработку охранного законодательства. В 1907 году при Обществе возникла Комиссия по изучению и описанию Старого Петербурга, Александр Бенуа возглавил ее. Вдруг все поняли, что городу, прожившему два века, есть что хранить, потому что он уже начал терять накопленное. Начали фотофиксацию — на экспозиции на Захарьевской представлены копии старых фото утраченных петербургских зданий.
Также в экспозиции можно увидеть первый законопроект «Об охране древности», который Государственная дума обсуждала шесть лет, да так и не приняла, и первый список зданий-памятников для охраны из книги Владимира Курбатова «Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы», вышедшей в 1913-м году.
Жить в музее лучше, чем на заводе
В октябре 1907 года в столице был учрежден по инициативе возглавляемой Александром Бенуа комиссии Музей Старого Петербурга, он располагался в Доме Сюзора на Васильевском. Дом конфисковали после революции, и музей кочевал, пока часть коллекции не растворилась в музее истории города, а часть не погибла в 1930-е. Уже после революции в 1921 году возникло и было разгромлено в 1938-м общество «Старый Петербург — Новый Ленинград».
И лишь в 1960-е — годы оттепели — снова стали возможны открытый интерес к краеведению и общественное движение за сохранение наследия — в 1965 году было учреждено постановлением Совета министров РСФСР Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, а в начале 1966 года — Ленинградское отделение ВООПИиК.
С самого начала работы Ленинградского ВООПИиК его возглавил академик Борис Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа. Его сын, нынешний директор Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что открывшаяся сегодня экспозиция позволит хотя бы частично восполнить то, чем был для города Музей Старого Петербурга.
— Все градостроительные дискуссии в Петербурге всегда политические, острые, и такие дискуссии продолжатся, — Михаил Пиотровский перебросил мостик от истории ВООПИиК к современности. — Любят говорить, что у нас город-музей, но нельзя же жить в музее. Так вот: я повторяю, что в музее жить гораздо лучше, чем, к примеру, на кораблестроительном заводе. Профессиональная охрана памятников и принципы охраны памятников — очень важные вещи для обеспечения образа жизни в таком городе как Петербург.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
Горячие адреса градозащиты
— Мне больше всего понравились [на экспозиции] те вещи, которые спасают с помоек волонтеры — части дверей, керамика. Замечательная работа по инвентаризации петербургских витражей. Мы все знаем, как гибнет, исчезает это наследие в городе. Сохранять его — важнейшая работа, — говорит Михаил Пиотровский.
Действительно, самыми «ударными», запоминающимися экспонатами нового музея стали именно эти — старинная дверь из дома Каншина (Кузнечный переулок, 6), распиленная на три части и спасенная из кучи строительного мусора молодыми людьми из проекта «Двери с помоек», части узорных оград; старинные ворота Собственной дачи в Старом Петергофе, найденные на «Авито» фрагмент старого витража Англиканской церкви (Английская набережная, 44). А еще мраморный лев из особняка Сюзора, построенного архитектором Александром Брюлловым. Этот дом признан федеральным памятником. В этом году в нем пытались разместить Музей исламской культуры, но позже от идеи отказались. Здание ждет нового собственника и продолжает страдать от вандалов, его интерьеры разграблены.
Карта "тревожных адресов"
Современные «горячие адреса» градозащиты мы видим на карте города, которая размещена в последнем зале экспозиции.
— Дом Басевича, Большая Пушкарская, 7;
— Конюшенное ведомство, Конюшенная площадь, 1;
— Дом Брюллова-Сюзора, Кадетская линия В.О., 21;
— здания «Красного треугольника», набережная Обводного канала, 134−138;
— особняки Бремме, 12 линия В.О., 41
— особняк Струка, Красногвардейский переулк, 23;
— здание Медсанчасти, улица Одоевского, 10.
Градозащитные общественные движения в Петербурге продолжают возникать и развиваться. Сообщество «Живой город» в этом году отметило уже 15-летие. Существуют и группа краеведов «ГЭНГЪ», и уже упоминавшиеся «Двери с помоек», волонтеры петербургских витражей, сообщества и советы жильцов домов-памятников, таких, как Дом Бака на Кирочной, 24, или Дом Бажанова на Марата, 72. Это те люди, которые читают стихи у затянутого зеленой сеткой дома Лермонтова на Садовой, 61, и не дали в свое время разрушиться Уткиной даче, кто отстаивает памятники в судах, кто бережно расчищает старое мощение, открывающееся в петербургских дворах во время ремонта, это экскурсоводы и волонтеры проекта «Открытый город».
«Город нами себя защищает», — так сказал однажды один из нынешних старейших градозащитников, член президиума петербургского отделения ВООПИиК Сергей Васильев.
Экспозиция в Центре им. Б.Б.Пиотровского будет доступна для посещения по предварительной записи на сайте «Открытого города».