Истории

Петербургский метрополитен будет выплачивать ковидные долги за счёт новых подвижных составов и реконструкции эскалаторов

Петербургский метрополитен будет выплачивать ковидные долги за счёт новых подвижных составов и реконструкции эскалаторов
Фото: Официальная группа «Вконтакте» ГУП «Петербургский метрополитен»

Тем временем бюджет Москвы за время пандемии компенсировал своему метро примерно 40 миллиардов.

«Петербургский метрополитен» на предыдущих четырех форумах транспортной инфраструктуры не инициировал круглые столы и экономические диспуты, но в этом году решился — впервые за долгое время в отрасли появились серьёзные денежные проблемы. О том, как наше метро пережило три сложных ковидных года и его перспективах — в материале MR7.

Долговая «подземка»

В апреле 2020 года (с началом пандемии ковида) перевозки в метро Петербурга упали на 80% по сравнению с 2019, и метрополитен ушёл в настолько глубокий кассовый разрыв, что не смог платить подрядчикам и поставщикам по контрактам. К счастью метро, никто из бизнесменов не подал на штрафы, пени и неустойки, войдя в положение городского транспорта. Единственное обязательство, которое выполняла компания — перечисление зарплат сотрудникам. И то только потому, что привлекли безвозвратные ссуды при поддержке федерального правительства.

ZOV80036 (1).JPG

Фото: Олег Золото

Восполнить недополученную билетную выручку — более 7,5 миллиардов рублей — петербургскому метрополитену удалось только в августе этого года, благодаря государственным льготным кредитам.

— Мы обили все возможные пороги, пробили Министерство финансов, Министерство экономического развития и получили эти деньги. Комитет по финансам Смольного с большим вниманием и пониманием отнёсся к нам, но в условиях ограниченности бюджета Петербурга помочь особо не мог. Выплата кредитов ляжет на плечи метрополитена. Погасить кредит мы должны за три года. Эти деньги придётся брать из инвестиционных программ: это то, что мы могли бы потратить на новый подвижной состав, реконструкцию или замену эскалаторов, — говорит заместитель начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Звягинцева.

Пассажиропоток в последнюю неделю сентября 2021, когда огласили новый пакет коронавирусных ограничений, упал на 20% по сравнению с 2019 годом. Ранее уровень падения составлял 13−14%. Учитывая, что первые дни ноября объявили нерабочими, среднегодовой показатель вряд ли улучшиться. При этом в сценарном плане комитета по финансам предполагается, что перевозки могут сократиться лишь на 10−12% за год. В метрополитене опасаются, что и в этом году они недополучат не просто субсидии или инвестиции, а необходимые для существования средства.

Финансовый блок городского правительства посоветовал в такой ситуации петербургскому метро и остальным транспортным ГУПам — сокращать расходы. Как следствие, в «подземке» на линию стали выпускать на 15% меньше поездов, «оптимизировали» — то есть урезали — зарплату, уволили часть сотрудников — рассказали на транспортном форуме. В апреле прошлого года пришлось закрывать 19 пересадочных вестибюлей. Это позволило сэкономить до трёх миллиардов рублей. Расходы по программе ремонтов тоже урезали на 500 миллионов.

Эти меры привели к увеличению заполненности вагонов. Скученность пассажиров негативно сказалась на имидже общественного транспорта — ездить в нём в массовом сознании стало небезопасно.

—  Это очень спорный момент в условиях пандемии. 20% пассажиров ушли от метро, скорее всего, навсегда — к такси, каршерингу, личному автомобилю или самокату. Особенно если учесть, как интенсивно развиваются такие сервисы, прогноз пессимистичный: люди не вернутся, — уверена Юлия Звягинцева.

@spbmetro

При съемках ролика ни один котик не пострадал ???? #спбметро #метроспб #покормикота #кот #котики #осенний_пэт

♬ Beggin' - Måneskin

«Петербургский метрополитен» в начале октября этого года даже завёл аккаунт в популярной социальной сети. Видимо, чтобы стать ближе к пассажирам и создавать положительный имидж.

Вернуть пассажира не помогли шестиразовые уборки всех горизонтальных поверхностей, дезинфекция подвижного состава и жетонов, которые уступили позиции банковским картам. В нагрузку ко всем противоэпидемическим мероприятиям теперь метрополитен обяжут дважды в сутки за свой счёт обрабатывать вестибюли и подвижной состав холодным туманом.

— Это требование Роспотребнадзора мы можем выполнить и будем выполнять, начиная с декабря, во время ночного окна. Но вторую обработку придётся делать днём. Вы можете себе представить, что начнётся, если мы станем закрывать по графику днём станции на час? Графики мы представили в комитете по транспорту, там ужаснулись и сказали, что этого допустить не могут, ведь это остановит город. Пока конфликт двух ведомств никак не разрешён, а ответственность за невыполнение требований лежит на метрополитене, — объясняет Юлия Звягинцева.

Кроме того, в конце этого года петербургскому метро придётся раскошелиться на ультрафиолетовые дезинфекторы поручней. Несколько вариантов уже опробовали, со следующего года технику можно будет увидеть на каждой станции.

Итого
Убыточность ГУП «Петербургский метрополитен» на 2020 год составила более 5 миллиардов рублей. 1,2 из них покрыл безвозвратный федеральный кредит. Порядка 3 миллиардов метро будет возвращать правительству в течение трёх лет, урезая важнейшие программы.

Как дела в столице

— За год с 2019 по 2020 мы потеряли практически миллиард пассажиров. 2021 показал более хорошие результаты, но они всё ещё и близко не похожи на допандемийное время. По сравнению с базовым 2019 мы потеряли 500 миллионов пассажиров. Билетная выручка в 2020 упала на 20 миллиардов, в 2021 — предположительно на 10. Кроме этого, мы понесли существенные расходы, — говорит главный казначей ГУП «Московский метрополитен» Светлана Лузгина.

При этом «подземка» не снизила количество подвижного состава, который выпустили на линии, уменьшила интервал движения поездов — то есть они стали ходить даже быстрее. А ещё ввела тарификацию на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях: в непиковые часы проезд стал стоить существенно дешевле, при оплате любой банковской картой — 22 рубля. Фактически метрополитен работал себе в убыток, но обеспечил пассажирам возможность соблюдать социальную дистанцию.

9yUDAMeGqDs.jpg

Кроме того, компания поставила почти 3 000 санитайзеров на станциях, закупила более 400 тепловизоров, разместила в вагонах рециркуляторы воздуха. Как минимум каждые полтора часа проводилась дезинфекция составов и пассажирских зон. Почти 2,3 миллиарда ушло на приобретение и обслуживание техники, закупку антибактериальных средств, масок, перчаток и респираторов для пассажиров и сотрудников. Ещё около 4 миллиардов ушло на экспресс-тестирования работников на COVID-19.

Итого
«Московский метрополитен» уже потратил более 8,3 миллиардов только на противодействие коронавирусу. До конца года эти расходы вырастут до 9 миллиардов. От продажи билетов за два года компания недополучила более 30 миллиардов.

К этому можно добавить расходы на создание единого электронного портала для обмена документами, видеосовещаний и прочего взаимодействия во время удалённой работы и платформы для обучения и курсов дополнительного образования для сотрудников московского метро.

По поручению правительства Москвы метрополитен обеспечил бесплатный проезд для медиков, а также занимался совсем необычной деятельностью — организовывал некоммерческие перевозки на такси для врачей и пациентов, транспортировал лекарства в разные регионы страны. Это обошлось ещё в 1,3 миллиарда рублей.

Это важные, но не героические шаги. И недополученную выручку по билетам, и ковидные расходы, метрополитену Москвы компенсировал не федеральный, а городской столичный бюджет.

— На ряде направлений мы внедрили технологию бесконтактных продаж. Все станции уже оснащены технологией face-pay (нужно показать камере лицо и спокойно проходить через автоматические двери, сумма спишется с банковской карты — прим. ред.). В середине 2020 с помощью систем видеонаблюдения и турникетов мы смогли отслеживать и идентифицировать нарушителей масочно-перчаточного режима. Их вносили в стоп-листы, как и тех, кому ограничили передвижение. Такие турникеты не пропускали в метро, блокировали им проход, — говорит Светлана Лузгина.

Московский метрополитен успел запустить приложение для смартфона, где можно заранее купить электронный билет или перерегистрировать его, а также в режиме реального времени наблюдать за загруженностью вагона.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

share
print