Истории

Сколько времени ученики делают «домашку» в России и в мире

Сколько времени ученики делают «домашку» в России и в мире
Фото: Олег Золото / MR7

И можно ли учиться без оценок?

Начался второй месяц очередного учебного года, и снова возник вопрос непомерной нагрузки на детей. В чатах петербургских родителей кипят страсти, большинство возмущается тем, что все свободное время ребенка уходит на подготовку домашних заданий. Уже много лет идет речь о том, что учителя средней и старшей школы не успевают во время урока дать весь нужный объем по программе, и дети вынуждены «добирать» информацию дома. А увеличение количества экзаменов зачастую приводит к подгонке программы под нужные задания и ответы, и речи о погружении в предмет и его понимании не идет.

Уже и президент дал поручение разобраться с количеством контрольных и проверочных работ. Оптимисты видят в этом хороший знак; пессимисты считают, что ничего не произойдет, и надо менять российскую систему образования целиком, как абсолютно устаревшую и отставшую от реалий сегодняшнего времени.

А что у них? Давайте посмотрим на опыт школ в других странах.

Американское исследование Pew говорит, что подростки в США делают домашнюю работу сейчас чуть более одного часа в день, а в 1990-е она занимала у них не более получаса. Многие школы США считают, что первоклассники должны уделять этому не более 10 минут в день, а ученики выпускного класса — не более двух часов ежедневно. Формула проста — на каждый класс (возраст) добавляется по 10 минут на подготовку Д.З. в день. Это также официальная рекомендация the National Education Association и the National PTA. В то же время исследования университета Brown (Лига Плюща) и the Children’s National Medical Center показывают, что многие дети государственных школ тратят на домашние задания в два раза больше времени.

В частном школьном секторе западных стран подход к домашней работе очень отличается от государственного сектора. Когда ты учишься в школе-пансионе за рубежом — это как нескончаемая «продленка» в нашем понимании, но со столь же бесконечными возможностями, которые тебе помогают сформироваться как личности и по-настоящему подготовиться к следующей ступени — обучению в университете.

Йоханна Циглер из частной школы Merrick Preparatory School (Канада) комментирует: «Домашние задания дети делают в школе с 19 до 21 часа с воскресенья по четверг. Есть также один дополнительный час в неделю (называется MSIP), когда ученики могут поработать вместе с учителем и одноклассниками над заданием или проектом. В провинции Онтарио не только тесты имеют значение, но участие ребенка в классе, домашние задания и презентации. Персонал школы еженедельно на совете обсуждает каждого ученика, чтобы вовремя корректировать процесс и вызовы, встречающиеся на его пути. Родители получают информацию об успеваемости ребенка по электронной почте еженедельно».

Президент частной школы Venture International Academy (США, штат Флорида) Дайан Джойг говорит: «Старшеклассники делают домашние задания ежедневно прямо в школе. Практика — делать всю домашнюю работу в тот же день. Всегда при этом присутствует учитель, который может помочь. Обычно тесты (контрольные работы) проходят еженедельно, каждые две недели или ежемесячно в зависимости от предмета. Также есть проверочные работы в середине семестра и по окончании его. Ежедневно на веб-портале школы обновляется информация по академическому прогрессу учеников. Там же можно увидеть и другие важные детали, например, пропущенные уроки».

Джон Разенберг из Education Queensland International (Австралия) рассказывает: «В школах есть программа по обеспечению учащихся ноутбуками для учебы. Задания выполняются дома после занятий и сдаются онлайн. Некоторые из заданий имеют практический характер, поэтому они выполняются в школе во время занятий по расписанию, например, танцы, робототехника, кулинарное искусство. Классная работа, научно-исследовательская деятельность, дополнительные и практические занятия готовят учеников к самостоятельному выполнению заданий. Однако нередки случаи, когда семья, принимающая студента, предлагает помощь в изучении английского языка или, например, в сборе данных для заданий по естественным наукам».

ZOV11708.jpg

Фото: Олег Золото / MR7

Западное школьное образование — это не только уроки, но и много спорта, кружков, клубов, общение со сверстниками из других стран. В частной школе-пансионе ребенок может учиться и параллельно заниматься спортом и искусством на территории одного кампуса. Это, конечно, экономит время и позволяет попробовать множество видов деятельности. Так, в канадской школе Lakefield College School (провинция Онтарио) минимум восемь часов в неделю ученики обязаны посвятить спорту.

В частных школах англоязычных стран существует институт советников по обучению, спорту, воспитанию и здоровью. В американской школе Lincoln Academy (штат Мэн) много внимания уделяется эмоциональному здоровью ребенка. Каждую неделю все преподаватели собираются вместе с медиками и говорят о каждом ученике, который живёт в кампусе. Они обсуждают, в чем его трудности, как сбалансировать его расписание, в чем причина неудач, если такие происходят — скучает по дому или не соблюдает режим, или нагрузка не соответствует подготовке.

Справка

Школьные тесты в XIX веке изобрел Henry Fischel, американский бизнесмен и филантроп. Он хотел систематизировать процесс обучения и знания.
А домашние задания придумал итальянский педагог Roberto Nevilis. Но их цель в тот момент была иная — не дополнительный инструмент для учебы, а наказание, поскольку физические наказания в тот момент уже были запрещены.

Некоторые страны считают, что оценки или слишком частые тесты заставляют учеников фокусироваться на получении баллов, а не на усвоении материала, что в конечном итоге вредит образовательному процессу. Так, в Испании школьники сдают письменные экзамены только в конце каждого семестра.

В Норвегии каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. С 1 по 7 класс в норвежских школах вовсе отсутствует такое понятие, как «оценка». Зато есть другие важные показатели — «работа в команде», «обсуждение», «принятие решения». На этом этапе главное — вдохновить, развить интерес и сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей. В норвежских старших классах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго — 25% и по окончании — 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих учеников выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе. Цель экзаменов — определить общий, национальный уровень знаний подростков, а не выявить ошибки каждого.

В Дании обычно только в конце учебного года проводятся проверки знаний школьников, причем независимыми инспекторами и родителями. Интересно, что родители и ученики имеют право выбирать себе преподавателя в школе. Датская система образования вообще даёт большой контроль родителям — они решают, ходить ребёнку в школу или нет. Закон предусматривает обязательное образование, но не обязательное посещение школы.

А вот система государственного среднего образования Финляндии кардинально отличается от других стран. Характерная черта финской школы — отсутствие экзаменов. Даже по ее окончании (в 16 лет) тесты не сдаются. При этом в мировом рейтинге освоения учениками школьных программ Финляндия добилась хороших результатов. Так, грамотность финских детей находится на высшем мировом уровне. В ходе исследования «Программа по международной оценке учащихся» (PISA) рассматривались учебные компетенции 15-летних школьников в области математики, общенаучных знаний и грамотности. Лучшие результаты по математике традиционно показывают учащиеся из Финляндии, Южной Кореи, Японии, США, России и Канады.

Как считает генеральный директор петербургского образовательного агентства AcademConsult Ирина Следьева, в системах образования России и других стран до сих пор есть глобальные различия.

— Образование в широком смысле слова — это не только обучение учителем ученика. Самая важная цель — не только дать базовые знания по основным дисциплинам и подготовить к вузу, но вдохновлять на поиск и стимулировать интерес к учебе на всю дальнейшую жизнь, — уверена Ирина. — Развитие исследовательских навыков у школьников признано в мире важнейшим умением, определяющим развитие не только самого ребенка, но и в целом страны. Конечная цель — образованная нация и граждане, способные на анализ, самопознание, имеющие навык в достижении целей, умении расставить приоритеты и быть эффективными.

share
print