Режиссер лучшего дебютного фильма «Кинотавра» рассказал о своем понимании снятой им истории.
После триумфа на «Кинотавре» режиссер-дебютант Роман Васьянов представил на «Ленфильме» свой фильм «Общага». Мрачная история по роману Алексея Иванова «Общага-на-Крови» хоть и происходит в Свердловске 1980-х, снималась в Петербурге 2020-х с отсылкой к героям Достоевского.
«Если бы я остановился завязать шнурок…»
На 32-м «Кинотавре» фильм «Общага» был награжден за лучший дебют. Васьянов в кино, конечно, давно не новичок. Как оператор он снял уже с два десятка полнометражных лент, в том числе десять лет работает в Голливуде. Но как режиссер на площадку вышел впервые. Несмотря на американский опыт, снимать свой дебютный фильм он приехал в Россию.
Главные герои фильма — студенты свердловского университета: первокурсник Забела (Геннадий Вырыпаев — сын режиссера Ивана Вырыпаева), мальчик со связями Игорь (Илья Маланин), поэт-алкоголик Ваня (Никита Ефремов — сын Олега Ефремова), брюнетка Нелли (Ирина Старшенбаум) и блондинка Света (Марина Васильева). Обычные ребята 1980-х, которых случай свел в одной общаге. Именно вокруг случайностей и предопределённостей крутится вся история. В начале картины Забела произносит тост, в котором говорит про развязавшийся шнурок. Остановись и завяжи он этот шнурок, приди заселяться в общагу на пару минут позже — попал бы в другую комнату и не познакомился бы с Игорем и Ваней.
Этот тост был придуман одной из сценаристок фильма Дарьей Селуковой. В романе Иванова его не было.
— «Если бы я остановился завязать шнурок… если бы я поставил сумку…» — я когда это прочитал, я понял, что кино есть и характер у Забелы есть, — говорит режиссер.
Действительно, остановись тогда первокурсник и завяжи шнурок — и ничего бы не было: ни друзей, ни веселых общажных вечеров, ни ключа от выхода на крышу, ни самоубийства девушки… ни всего того, что потом случилось.
Слабый может быть самым сильным
— У меня путь к этому кино был через депрессию, — говорит режиссер. — Не в том плане, что я хочу на вас вывалить свои психологические проблемы. Дело в другом: я снимал фильмы, и моя операторская карьера была не совсем той, о которой я мечтал. Я прикладывал максимум усилий, чтобы чего-то добиться, но обстоятельства меня толкали к каким-то другим выборам. И тут я понял, что это же история (роман «Общага-на-Крови» — ред.) про выбор.
Саму книгу Роман прочитал еще в 2007 году, заглотил за одну ночь. По словам режиссера, он понял ее как постоянную историю выбора, когда героям постоянно приходилось определяться с кем они — с плохими или с хорошими.
— Меня эта история волнует именно тем, что слабый может быть самым сильным, — говорит Васьянов.
Он рассказал, что очень долго в начале фильма «висела» цитата Ильи Кормильцева — поэта, который писал тексты для группы «Наутилус Помпилиус»: «Люди — это ангелы, упавшие с лестницы».
— Во всех нас есть свет, но даже не мы, а обстоятельства жизни, наш выбор его так сильно забивают, что этот свет начинает куда-то уходить. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы за ним вернуться. Иногда нас возвращают какие-то страшные события, но они же нас и очищают в итоге, — рассказывает Роман Васьянов. — Все говорят, что фильм темный, я не согласен — он не темный, он правдивый, а мы часто избегаем этой правды.
Александр Кудренко в роли Рената.
Зарабатывать в Америке, а заниматься творчеством — в Петербурге
Роман «Общага-на-Крови» Алексей Иванов (автор экранизированных «Тобола», «Ненастья», «Пищеблока», «Географ глобус пропил») писал еще в юности, отчасти соотнося с собственным студенческим опытом. Опубликован роман был уже позже, когда писатель стал известен публике по другим своим книгам. Как отметил Роман Васьянов, язык Иванова очень кинематографичный, чем не всегда отличаются современные литераторы.
— Это историческое кино, но в то же время это древнегреческий миф в общежитии. У нас была идея перевести действие в современность, но в современности самые жесточайшие разборки между людьми, которые любят друг друга, происходят в WhatsApp. Это трудно снять. В этом мире тяжеловато существовать, — иронизирует режиссер.
В фильме он изменил концовку истории. Кто-то считает, что от этого она стала еще мрачнее и жестче. Сам режиссер, наоборот, считает, что в его версии, наоборот, больше света.
Часть съемок прошла на Мальте — только там Роман Васьянов нашел идеальные море и пляж для сцен из снов главного героя. Но главной съемочной площадкой стало общежитие военно-морского университета.
— Зарабатывать в Америке, а заниматься творчеством — в Петербурге, — смеется режиссер-москвич. — Я внутренне себя ощущаю абсолютно петербуржцем и завидую людям, которые здесь живут, хочу сюда переехать. Мне все говорят, что ты, как только переедешь, сразу вернешься в Москву. И я все свои проекты хочу снимать здесь. Я нигде себя так хорошо не чувствую, как здесь.
И еще один петербургский мотив: антогонист главного героя, самый страшный персонаж фильма — завхоз Ренат — советское воплощение Свидригайлова из «Преступления и наказания» Достоевского. Это насильник, который придумал оправдание своим поступкам, воплощение безнаказанного зла, царящего в общаге — миниатюре мира. Эту роль сыграл Александр Кудренко, больше известный по сериальным ролям.
— Он (Александр Кудренко — ред.) на самом деле добрый прекрасный человек. Снимать сцену с изнасилованием было для нас кошмаром, — говорит режиссер. — Я внутренне ненавижу все это. И мы — я, Саша, Марина — мы просто чувствовали, как внутреннее зло висит в этой комнате во время этих съемок. Мы тихо опускаемся в этот ад и потом тихо вылезаем. Потом я подумал, что надо в церковь сходить, потому что было очень тяжело. А сыграть все это, пропустить через себя эту энергию — это стоит дорогого.
Сам актер признает, что после одного из съёмочных дней на эмоциях напился. Он сравнивает своего героя с персонажами Достоевского, которые переступили черту — еще живут, но они уже полутрупы.
18+