Истории

Комнаты императрицы — «простота со вкусом»

Комнаты императрицы — «простота со вкусом»
Фото: Олег Золото / MR7

В «Царском Селе» показали, как идет реставрация личных покоев Екатерины II.

Не раньше чем через два года мы увидим воссозданные покои императрицы Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе. Во время Второй мировой флигель был практически уничтожен. Лишь два года назад музейщики смогли приступить к воссозданию этих помещений. Впереди еще много работы. В рамках проекта «Екатерина Вторая. Личное пространство» возрождаются уникальные интерьеры. Реставраторы рассказали о находках и трудностях, с которыми им пришлось столкнуться.

Личные покои Екатерины II откроются в Зубовском флигеле в 2024 году.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Личные покои Екатерины II откроются в Зубовском флигеле в 2024 году

Воссоздание спустя почти 80 лет

Во флигеле Екатерининского дворца на первом этаже жили фавориты императрицы. По имени последнего — Платона Зубова — флигель и получил свое название. А на втором этаже Екатерина II оформила для себя личную половину. Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги создали неповторимые апартаменты, украсив их в «простоте со вкусом» — зеркала, стекло, металл, наборные паркеты.

В ходе нынешней реставрации будут воссозданы Зеркальный кабинет, Синий кабинет, или Табакерка, Опочивальня, Серебряный кабинет, Китайский зал, Купольная столовая, Рафаэлевская и Туалетная. Пока же в анфиладе второго этажа Зубовского флигеля укреплены несущие конструкции, перенесены и реконструированы инженерные сети, все помещения покоев императрицы обшиты деревом, то есть готовы к креплению декора. В каждой комнате — копия старых фотографий или рисунков, чтобы можно было видеть, как выглядело пространство.

Украденный паркет нашли в берлинском элеваторе

Воссоздается декор комнат Зубовского флигеля на площадке Царскосельской янтарной мастерской в поселке Тярлево.

Сейчас там работают с паркетом Зеркального кабинета. Ему, можно сказать, повезло. Он не сгорел, а лишь был украден нацистами, вывезен в Германию и найден советскими войсками на одном из элеваторов Берлина уже после войны, в 1947 году, причем вместе с паркетом Лионского зала Екатерининского дворца. Паркет после его возвращения в СССР долго лежал в запасниках, его реставрировали в 1970-х — укрепляли щиты, так как дерево осыпалось. Сейчас приходится заниматься переделкой той реставрации, чтобы восстановить геометрию рисунка. В Зубовском флигеле он будет единственным подлинным, все остальные паркеты были утрачены, и их придется воссоздавать.

  • В Царскосельсккой янтарной реставрационной мастерской.jpg

    В Царскосельсккой янтарной реставрационной мастерской

    Источник: Олег Золото / MR7

  • Паркет создавался в 1793 году из редких пород дерева - розы, самшита, граба, палисандра и других.jpg

    Паркет создавался в 1793 году из редких пород дерева - розы, самшита, граба, палисандра и других

    Источник: Олег Золото / MR7

  • реставрацию паркета завершат к концу года.jpg

    Реставрацию паркета завершат к концу года

    Источник: Олег Золото / MR7

  • Подлинный паркет по рисункам Камерона был найден после войны в Берлине.jpg

    Подлинный паркет по рисункам Камерона был найден после войны в Берлине

    Источник: Олег Золото / MR7

Паркет Зеркального кабинета был создан в 1793 году по рисунку Чарльза Камерона из ценнейших пород дерева — розы, самшита, травленого граба, палисандра, амаранта и образует сложный многоцветный и в то же время строгий рисунок. Сохранился он процентов на 80, то есть добавки в ходе нынешней реставрации не столь значительны, но все ценные породы дерева надо покупать — в России их нет.

Когда Зеркальный кабинет будет готов со всеми его семнадцатью майоликовыми пилястрами и зеркалами, плафоном на потолке и наборным паркетом на полу, то игра зеркал и геометрии паркета создадут в пространстве иллюзию бесконечности.

В анфиладе Зубовского флигеля все обшито деревом и готово к установке декора.jpg

Фото: Олег Золото / MR7

С точностью до микрона

Сейчас, в XXI веке, реставраторы Зубовского флигеля идут тем же путем, что шли их предшественники, воссоздававшие полностью уничтоженные войной или украденные и так и не найденные шедевры убранства пригородных ленинградских дворцов. Они бережно исследуют обнаруженные после войны подлинные осколки и обломки, сохранившиеся металлические детали, старые рисунки и фотографии, ищут аналоги там, где нет возможности воссоздать точно.

Комнаты Зубовского флигеля зарисовывали и фотографировали студенты Московского архитектурного института в 1937 году, но уже после войны ящик со стеклянными негативами упал и они разбились, поэтому остается искать в архивах фотографии.

На увеличенных исторических снимках Опочивальня Екатерины и Синий кабинет — один из ее любимых покоев, который императрица называла Табакеркой.

— Это два самых ярких бриллианта в анфиладе покоев Зубовского флигеля, — рассказывает реставратор первой категории Царскосельских янтарных мастерских Максим Григорьев. — Здесь главными украшениями были стекло и золоченый металл, который скрывал стыки стекла. По найденным среди развалин дворца историческим фрагментам методом гальванопластики воссоздаются утраченные детали — с точностью до микрона.

  • старые фото стали важнейшим документом для реставраторов.jpg

    Старые фото стали важнейшим документом для реставраторов

    Источник: Олег Золото / MR7

  • У реставраторов перед глазами старое фото Купольной столовой.jpg

    У реставраторов перед глазами старое фото Купольной столовой

  • колонны полые внутри - стекло не будет несущим элементом.jpg

    Колонны полые внутри - стекло не будет несущим элементом

    Источник: Олег Золото / MR7

  • части будущих стеклянных колонн Опочивальни.jpg

    Части будущих стеклянных колонн Опочивальни

    Источник: Олег Золото / MR7

  • фрагмент зеркальной ниши Серебряного кабинета.jpg

    Фрагмент зеркальной ниши Серебряного кабинета

    Источник: Олег Золото / MR7

  • Металлические детали воссозданы в технике гальванопластики.jpg

    Металлические детали воссозданы в технике гальванопластики

    Источник: Олег Золото / MR7

В Опочивальне было 39 парных колонн с бронзовыми позолоченными базами и капителями лилового, или, как говорили в XVIII столетии — амарантового стекла. Сейчас на основе исторических аналогов варят специальное стекло. В реставрационной мастерской стоят фрагменты колонн — внутри стеклянные трубки полые, там будут металлические стержни, ведь хрупкое стекло не может нести большую нагрузку.

Мастера воссоздали и две стеклянные ниши Серебряного кабинета с металлическими украшениями-стяжками наверху. Внутри ниш будут стоять стеклянные вазы. В Серебряном кабинете также по замыслу создателей было много зеркал, что создавало эффект калейдоскопа.

Рука Волхова и нос Геракла

Какой нос должен быть у Геракла — «уточкой» или мавританский? Этот вопрос еще в стадии разрешения. Пока один из медальонов на античную тематику для Купольной столовой проработан в пластилине и помещен рядом с фотографией 1937 года. Но на фото не разглядеть форму носа.

Научный совет еще спорит - античный или мавританский нос должен быть у Геракла.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Научный совет еще спорит - античный или мавританский нос должен быть у Геракла

А с аллегорической мужской фигурой, символизирующей реку Волхов — тоже медальон Купольной столовой, — еще больше вопросов: на старом фото не видно лица и не разобрать, что или кого отталкивает рукой мужчина Волхов. Пока эти загадки не будут разрешены, воссозданные медальоны не переведут из пластилина в гипс.

— Я предполагаю, что Волхов рукой отбивается от морского змея, но научный отдел пока ищет аналоги, думает, — комментирует Максим Григорьев. — Будем сравнивать, изучать.

Вопрос с лицом аллегорической фигуры Волхова и с его рукой пока еще открыт - на старом фото не видно лица и не ясно, что отталкивает рука.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Вопрос с лицом аллегорической фигуры Волхова и с его рукой пока еще открыт - на старом фото не видно лица и не ясно, что отталкивает рука

Купол столовой поддерживали двадцать колонн, сделанных из липы и окрашенных под порфир. Сейчас уже готовы две, как выражается Григорьев, «пилотные» колонны. В мастерских стоят заготовки из просушенной липы, реставраторы покрывают колонны альфрейной росписью — от порфира будет не отличить.

Колонны разъемные, внутри металл, а деревянные фрагменты склеиваются как бочонок — только так будет удерживаться шестнадцатитонный купол столовой.

  • Реставраторы в Купольной столовой.jpg

    Реставраторы в Купольной столовой

    Источник: Олег Золото / MR7

  • под самым куполом.jpg

    Под самым куполом

    Источник: Олег Золото / MR7

  • Здесь будет так, как задумывалось при Екатерине Великой.jpg

    Здесь будет так, как задумывалось при Екатерине Великой

    Источник: Олег Золото / MR7

  • Эскиз Купольной столовой.jpg

    Эскиз Купольной столовой

    Источник: Олег Золото / MR7

  • элементы металлического декора для Опочивальни и Синего кабинета.jpg

    Элементы металлического декора для Опочивальни и Синего кабинета

    Источник: Олег Золото / MR7

  • подлинное от воссозданного не отличить.jpg

    Подлинное от воссозданного не отличить

    Источник: Олег Золото / MR7

Продумать даже «степень загара»

Реставраторы при воссоздании продумывают все — вплоть до того, какова была, по словам Григорьева, «степень загара тел танцовщиц» на росписях пилястр Серебряного кабинета. На немногих сохранившихся черно-белых фотографиях этого не разобрать, но есть еще две цветные акварели Гау, созданные с разницей в десять лет.

В Китае уже заказаны копии украшавших стены самого большого среди личных покоев императрицы Китайского зала панно коромандельского лака (лаковых предметов, создаваемых в Китае на экспорт). Заместитель директора музея-заповедника «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева рассказала, что первоначально подумывали купить на европейских антикварных рынках подлинные лаковые китайские ширмы XVIII столетия, разрезать их и укрепить как панно, что повсеместно и делалось в те времена.

— Но, как музейщики, мы поняли, что рука не поднимется разрезать такую ширму, и решили заказать воссоздание, — поясняет Наталья Кудрявцева.

Для того чтобы реконструировать пространство Зубовского флигеля, в Царскосельских мастерских даже появилась собственная архитектурная группа. Она откорректировала и согласовала с КГИОП проект воссоздания флигеля, который в свое время сделал выдающийся архитектор-реставратор Александр Кедринский. Он, в частности, создавал проект возрождения Янтарной комнаты и руководил его реализацией. Руководитель Царскосельских янтарных мастерских Борис Игдалов говорит, что в реставрации Зубовского флигеля нет простых вопросов и однозначных решений.

share
print