Новых маршрутов ждать не стоит, ускорять и улучшать будут уже имеющиеся.
В Петербурге принята и реализуется программа развития трамвайного движения. Она рассчитана на срок до 2028 года. Основное обновление запланировано на ближайшие три года. Горожан ждут новые трамваи с интеллектуальными системами безопасности, скоростные маршруты, в том числе в центре, и ремонт разбитых путей.
600 новых вагонов
Программу развития в ГУП «Горэлектротранс» назвали «Сохраняя историю, движемся в будущее». В первую очередь она предполагает обновление подвижного состава и инфраструктуры ГЭТ в едином комплексе. То есть предприятие будет закупать новые трамваи и опережающими темпами заниматься модернизацией путевого хозяйства и энергетики. Инфраструктура при этом должна будет соответствовать новым мощностным возможностям подвижного состава. Основное обновление запланировано на ближайшие три года, рассказывают в «Горэлектротрансе».
К 2024 году на модернизированную трамвайную сеть выйдут 255 новых единиц техники, а до 2028 года планируется закупить до 600 инновационных трамваев. Для сравнения: сейчас в Петербурге 736 трамваев, то есть планируется практически полное обновление подвижного состава.
Ветераны предприятия ранее предлагали выпустить на маршруты в центре города (в Петроградском и Василеостровском районах) трамваи, стилизованные под знаменитые ленинградские вагоны ЛМ-33 («Американка») или ЛМ-57 («Стиляга»). Но при этом внутри это будут совершенно современные транспортные средства с новыми бортовыми системами и техническим оснащением. Для обслуживания всего исторического центра нужно 83 таких трамвая.
Основное внимание в программе развития уделяется безопасности и комфорту пассажиров. Это будут бесшумные, низкопольные вагоны, с климат-контролем. В них будет удобно садиться людям с ограниченными возможностями здоровья и родителям с детскими колясками. Современные трамваи будут оснащаться интеллектуальными системами для повышенной безопасности.
Фото: Олег Золото / MR7
Реконструкция путей
Чтобы новые трамваи могли показать себя во всей красе, им нужна современная инфраструктура, в том числе рельсы. Как заверяют в ГУП, реконструкция путей будет проводиться по всему городу. В первую очередь это касается участков с обособленными линиями. Там планируется запускать скоростные маршруты.
«Этой осенью объём модернизации трамвайных путей значительно превышает прошлогодний. В этом году будет модернизировано порядка 15 километров — в прошлом году отремонтировали только 5 километров», — отмечают на предприятии.
В общей сложности ГЭТу принадлежит более 500 километров трамвайных путей — это самая протяженная система в стране.
Сейчас требуют ремонта примерно 170 километров трамвайных путей в городе. Предприятие планирует ремонтировать по 20−25 километров ежегодно. В этом случае инфраструктура будет быстро восстанавливаться.
Также в планах — модернизация 300 километров кабельно-контактных сетей. Реконструкция ждёт два трамвайных парка — во Фрунзенском и Петроградском районах.
Фото: Олег Золото / MR7
15 скоростных маршрутов
Как сообщили в «Горэлектротрансе», в программе развития не предполагается запуска новых маршрутов.
Будут модернизироваться уже существующие, в первую очередь, с высоким пассажиропотоком, для того, чтобы запустить по самым востребованным у горожан линиям современные скоростные трамваи. Дело в том, что трамвайная сеть в Петербурге — поистине уникальна, она изначально строилась так, чтобы соединять разные районы города друг с другом.
Всего «Горэлектротранс» в ближайшие годы предлагает организовать 15 скоростных трамвайных маршрутов. Три уже действуют — это №№ 100, 60, 55. Следующие на очереди — №№ 36, 25, 27, 23, 6, 9 — по рейтингу пассажиропотока.
Минувшим летом, когда из-за ремонта на улице Куйбышева в Петроградском районе, трамваи маршрутов 3 и 6 временно ходили по Литейному проспекту, жители Центрального района вновь подняли вопрос возвращения постоянного трамвайного маршрута на эту магистраль. Однако пока это не входит в планы профильного предприятия, поскольку приоритетным является развитие маршрутов с обособленными трамвайными путями — тут реально ускорить движение подвижного состава. Что касается трамваев в центре города — существуют спорные моменты: пробки в час пик, ДТП, срывы в расписании движения… Главная проблема в том, что в центре города трамвайная система на большинстве участков не выделена из автомобильного движения.
Разворот к общественному транспорту
Чего точно не стоит ждать в Петербурге — так это появления трамваев-беспилотников. Такие проекты требуют существенных финансовых вливаний. Водители трамваев точно будут востребованы в ближайшие годы, уверяют в «Горэлектротрансе», но акцент будет делаться на усовершенствование систем безопасности — пассивной и активной.
Многие горожане помнят, как в середине 2000-х в Петербурге активно убирали трамвайные рельсы. Считалось, что громоздкий общественный транспорт мешает автомобилистам. Кроме того, в 2000-е изменилась направленность пассажирских потоков, которая перестала «совпадать» с трамвайными путями. Люди стали реже пользоваться трамваями, пути начали демонтировать. Потом стало очевидно, что трамвай является более дешёвой альтернативой метро и другому транспорту. Например, удельный расход электроэнергии у трамвая на один тонно-километр ниже, чем у троллейбуса и автобуса.
После того, как машины заполонили центр, власти Петербурга решили отдать приоритет общественному транспорту, в том числе трамваям, поскольку город простаивает в пробках. Трамвай относится к экологически чистым видам транспорта. Именно поэтому в Европе активно развивают трамвайное движение, и Петербург — как европейский город — теперь старается не отставать от этой тенденции.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга