Культура

У музея Бродского появится свой «каретник»


версия для печати
Рассказываем, что там будет находиться и какие дальнейшие планы Фонда создания музея.
У музея Бродского появится свой «каретник» Фото: Telegram-канал Бориса Пиотровского

У музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты» появится свой «каретник», который будет служить входом в здание. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга передал учреждению в аренду на девять лет помещение этажом ниже музея, в котором разместят вход в музей и архив.

Раньше на месте помещения площадью 43 квадратных метра в Доме Мурузи располагался каретный сарай. По словам исполнительного директора фонда Антона Алексеевского, здесь сделают отдельный вход в музей Бродского. Но на экскурсии и в мемориальные помещения, скорее всего, вход будет оставаться по предварительной онлайн-записи. «Каретная» — уже второе новое помещение музея. Ранее для него выкупили кальянную, на месте которой откроют библиотеку и кафе.

Как сообщил член правления фонда музея Бродского Яков Гордин на специальной пресс-конференции, история создания учреждения насчитывает уже полвека. Подобно тому, как Василий Жуковский нарисовал комнату Александра Пушкина, что помогло потом создать музей на Мойке, 12, когда Иосиф Бродский улетел в Америку 4 июня 1972 года, несколько человек вернулись в дом Мурузи.

Председатель фонда Михаил Мильчик попросил ничего не трогать в комнате писателя. Он сфотографировал полторы комнаты «по сантиметру», зафиксировав пространство. С этого и началось создание музея Бродского. Удалось сохранить письменный стол поэта, его стул-кресло, книжный шкаф и полку, а также всю библиотеку (была составлена его картотека: указан порядок, в котором стояли книги). Основа для мемориального музея уже была готова, когда был образован фонд создания музея.

4646466.png

Фото: Скриншот с пресс-конференции "Интерфакса"

Михаил Мильчик — историк архитектуры и живописи. Он работал в реставрационной организации, где сталкивался с огромными, почти непреодолимыми трудностями в воссоздании обстановки, в которой жил ушедший герой.

— Мне захотелось помочь неизвестным мне будущим музейщикам и реставраторам, чтобы они не сталкивались с этой проблемой. Второй момент — «лирический». С этой комнатой связано много воспоминаний, а человеческая память не совершенна. Фотография же дает возможность восстановить все до мельчайших подробностей, — прокомментировал Мильчик.

Перед создателями музея встала первая и главная проблема — расселение коммунальной квартиры. Нужно было найти инвесторов, чтобы выкупить помещение. В 1999 году организовали общественный фонд — «Создание музея Иосифа Бродского». Правительство города помогло отыскать инвесторов, первым из которых стал «Альфа-Банк».

История растянулась почти на 10 лет: в итоге удалось выкупить всю квартиру, кроме одной комнаты. Соседка Бродских не хотела уезжать, хотя ей предлагали «немалые деньги». Она до сих пор живет в комнате (площадью около 40 метров — первая комната по величине в квартире). Деньги на покупку этого помещения решили потратить на ремонт музея. В то время фонд много занимался и чисто музейной деятельностью: в музее проводили выставки, литературные встречи, концерты, лекции и другие мероприятия. Все встречи проводили по специальной записи, а широко открыли двери музея лишь однажды, на 75-летие Бродского. Тогда очередь шла не только по улице Пестеля, а заворачивала и на Литейный проспект. Экспозицию были вынуждены продлить на несколько дней.

По словам Михаила Мильчика, у фонда была идея на случай удачной покупки всей квартиры. Музей передали бы государству и сделали филиалом музея Анны Ахматовой.

— Квартира стоила порядка миллиона долларов. Люди, которые там жили, понимали ценность помещений и не продешевили, — отметил Яков Гордин.

В 2018 году начался новый этап: у музея появился партнер — бизнесмен Максим Левченко. Была выкуплена соседняя квартира, что дало музею отдельный вход не через коммунальное общее пространство. Здесь также создали зал для мероприятий, небольшие выставочные помещения.

В ходе реставрации раскрыли стены квартиры и выяснили, что краска на обоях времен Бродских сохранилась. А под новым слоем паркета был еще дореволюционный паркет, по которому в 60-х годах прошлого века ходили Бродские.

— Сейчас демонстрируется подлинное пространство: с настоящей краской, настоящими стенами, настоящими полами, — прокомментировал исполнительный директор фонда Антон Алексеевский.

64566256256.png

Фото: Скриншот с пресс-конференции "Интерфакса"

Теперь, когда музей уже создан, фонд его создания планируют переименовать в «Фонд музея». Он объединит два направления деятельности: музейное и архивное. Совместно с партнерами фонд планирует купить у частных лиц вещи, связанные с Бродским.

Еще фонд создаст серию фильмов неформальных бесед с друзьями Бродского, которая воскресит дух времени писателя. А в октябре уже может начать работу библиотека, где займутся изучением фонда специалиста по творчеству и биографии Бродского Валентины Полухиной, которая подарила музею свои архивы — их уже доставили из Англии в Петербург.

— Широко раскрыть двери мемориального музея невозможно. Больше 12−15 человек туда впустить нельзя — там подлинный пол, посетителям даже выдают тапочки. Кто хочет — тот попадет, хотя это может быть не сразу, — ответил Михаил Мильчик на вопрос о дельнейшей судьбе музея Бродского.

Пока что купить билеты в музей можно онлайн, но разлетаются они мгновенно: сразу после старта продаж.

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости

Лента новостей