Культура

Создание мумий как бескомпромиссная борьба со смертью


версия для печати
В Год Египта в России Эрмитаж открыл две выставки, посвященные загадкам и тайнам мумий.
Создание мумий как бескомпромиссная борьба со смертью Фото: Олег Золото / MR7

Выставки «Мумия меняет имя» и «Египет в Эрмитаже. После мумий» открыты на первом этаже Зимнего дворца в залах № 86−87 и продлятся до 12 декабря.

На выставке «Мумия меняет имя» можно узнать о результатах компьютерно-томографического исследования одной из древнеегипетских мумий из эрмитажного собрания. В 2017 году музей вместе с врачами-клиницистами Медсанчасти № 122 им. Л. Соколова сделал сенсационное заявление: мумия жрицы Бабат оказалась не женской, а мужской. То есть в саркофаге Бабат лежало в пеленах мумифицированное мужское тело. Все это удалось узнать благодаря компьютерной томографии. Выяснилось, что мужчина умер в возрасте 35−40 лет от сосудистых нарушений, вызванных генетическим заболеванием — синдромом Марфана. Томография показала, что мужчина при жизни страдал артритом и болями в позвоночнике. А еще этот человек был кастрирован.

Ученые предположили, что запеленутое тело с высокой вероятностью принадлежит египтянину по имени Па-кеш, внутренний и наружный саркофаги которого хранятся в Эрмитаже. Па-кеш, судя по надписям на саркофаге, был начальником дворцовых привратников, то есть ему приходилось много двигаться, вообще быть на ногах, отсюда и артрит.

  • ZOV50378.jpg

    Андрей Большаков, один из ведущих мировых египтологов, заведующий сектором Древнего Востока отдела Востока Эрмитажа, доктор исторических наук, куратор выставки «Мумия меняет имя».

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV50445.jpg

    В 2017 году специалисты Клинической больницы №122 им. Соколова в С-Петербурге провели компьютерно-томографическое исследование одной из древнейших мумий из эрмитажного собрания.

    Источник: пересъемка Олег Золото / MR7

  • ZOV50444.jpg

    Благодаря томографии удалось установить, что мумия не женская, как считалось раньше, а мужская.

    Источник: пересъемка Олег Золото / MR7

  • ZOV50443.jpg

    Было установлено, что это тело человека по имени Па-кеш, который жил в Фивах около 712-656 годов до н.э. и был жрецом Амона.

    Источник: пересъемка Олег Золото / MR7

  • ZOV50447.jpg

    Источник: пересъемка Олег Золото / MR7

  • ZOV50449.jpg

    Источник: пересъемка Олег Золото / MR7

  • мумия Па-кеш_ZOV_50188.jpg

    Результаты томографического сканирования показали, что это тело мужчины 35–40 лет, вероятно страдавшего синдромом Марфана — генетическим заболеванием, как правило ведущим к смерти в возрасте около 40 лет.

    Источник: Олег Золото / MR7

Конечно, о том, что это именно мумия Па-кеша, можно утверждать с оговоркой — «с большой долей вероятности», как говорят эрмитажники. Но все же, если это так, то как могли перепутать мумии и переложить из одного саркофага в другой?

Все дело в хранении. Когда саркофаги с мумиями поступили в Эрмитаж как дар петербургского купца — торговца древностями Анастаса Аверова, то запеленутые тела были вынуты и отправлены в Кунсткамеру — негоже в царском дворце хранить мертвецов. Воссоединились мумии и их вместилища только после революции. Вот, видимо, в это время и произошла путаница.

А в 1929 году в Эрмитажном театре одну из мумий решили потревожить — торжественно распеленать. Но дело оказалось долгим и скучным, как вспоминал позже тогда директор Эрмитажа Борис Пиотровский, так что снятие пелен завершили уже в рабочих помещениях музея.

С этической точки зрения, снятие с мумии покровов абсолютно недопустимо — таково мнение Андрея Большакова, одного из ведущих мировых египтологов, заведующего сектором Древнего Востока отдела Востока Эрмитажа, доктора исторических наук, куратора выставки «Мумия меняет имя». Ведь тело в пеленах было человеком со своими чувствами, страстями, болью и радостью.

— Распеленутая мумия — это принципиальнейшая ошибка, вот так должна выглядеть мумия — в пеленах, с фаянсовой сеткой, а то, что лежит у нас на постоянной экспозиции, — это, простите, мумифицированный труп, — говорит Андрей Большаков. — Вообще мумия должна лежать в саркофаге, ведь это не мертвое тело, а образ человека.

По словам исследователя, древняя египетская культура, мумифицируя людей, выводила смерть за пределы бытия, заменяя ее жизнью.

«Я пришел к тебе, я лечу твои болезни, связал я для тебя части тела твоего, вернул я для тебя части тела твои, собрал я вместе для тебя плоть твою, соединил я для тебя кости твои, сделал я для тебя так, что ты стала богом», — написано на внутреннем саркофаге Бабат.

— Да, они все становятся богами, не случайно у них маски золоченые, ведь золото — плоть богов, — говорит Андрей Большаков. — На самом деле это вот такая бескомпромиссная борьба со смертью, вся египетская практика, вся знаменитая «Книга мертвых» была направлена на то, чтобы смерть элиминировать (исключить — Прим. ред.), а оставить только жизнь. У египтян было представление о том, что можно при помощи изображений, соответствующих земной реальности, продолжить жизнь.

  • ZOV50172.jpg

    Временная выставка «Мумия меняет имя» рассказывает о результатах компьютерно-томографического исследования одной из древнеегипетских мумий из эрмитажного собрания.

    Источник: пересъемка Олег Золото / MR7

  • Саркофаг Бабат_ZOV_50054.jpg

    Саркофаги женщины по имени Бабат, которая происходила из фиванской семьи жрецов бога Монту.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV50342.jpg

    Источник: Олег Золото / MR7

  • Саркофаг Па-кеш_ZOV_50123.jpg

    Саркофаг Па-кеш.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV50294.jpg

    Лампа с именем султана ал-Малика ал_Музаффара Хаджжи. (Египет. 1346-1347 гг.)

    Источник: Олег Золото / MR7

  • Саркофаг Бабат_ZOV_50070.jpg

    Фрагмент саркофага Бабат

    Источник: Олег Золото / MR7

  • Саркофаг Па-кеш_ZOV_50471.jpg

    Фрагмент саркофага Па-кеш

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV50330.jpg

    Фрагмент ткани с изображением Амазонки. (Лен, шерсть; гобеленовая техника. Египет V.)

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV50359.jpg

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV50370.jpg

    Набор каноп Па-ди-хора. Канопа - ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы.

    Источник: Олег Золото / MR7

Большаков уверен, что египтология — скорее поэзия, нежели абсолютно логично выстроенная наука. Египтяне думали, что человек обладает множеством сущностей и каждая из них представляет человеческую индивидуальность целиком, а когда мумию пеленали, надевали на нее золотую маску и помещали в саркофаг, то тело превращалось в статую, связанную с визуальным образом человека, образом, который продолжает жить после смерти, превратившись в самостоятельное существо.

На второй выставке — «Египет в Эрмитаже. После мумий» — можно увидеть, как менялось искусство этой страны начиная с поздней античности и заканчивая поздним Средневековьем, когда на смену язычеству приходит сначала христианство, а затем — ислам.

12+

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости

Лента новостей