Чем заняться

Мистерии о Жизни и Любви покажут в залах Эрмитажа


версия для печати
В музее готовы к тому, что у кого-то из зрителей представления вызовут отторжение.
Мистерии о Жизни и Любви покажут в залах Эрмитажа Фото: Олег Золото / MR7

В Эрмитаже на 16 сентября назначена премьера проекта «Флора». Музей предлагает зрителям новый формат — вечера-мистерии. Главными мотивами художественных постановок стали вопросы Жизни и Любви.

Подобные перформансы можно увидеть в музеях Европы. А родоначальником был Художественно-исторический музей Вены, где реализован проект «Ганимед», названный по имени одного из шедевров музея — полотна Антонио да Корреджо. Эрмитажная «Флора» отсылает сразу к двум шедеврам — «Флоре» Рембрандта и «Флоре» Франческо Мельци.

Семь вечеров-мистерий в Эрмитаже пройдут с середины сентября до конца октября. Зрителей будет немного. Им предложат складные стулья, чтобы можно было за три часа, путешествуя по уже пустому музею из зала в зал, увидеть 12 постановок у известных эрмитажных шедевров.

Нет, это не «живые картины», когда сюжет полотна «оживает» или интерпретируется музыкантами и актерами. Каждая мистерия — самостоятельное произведение, в чем-то даже, по мысли продюсера «Флоры» Питера Вольфа, контрастирующее с живописью или скульптурой. Но, как говорит белорусский писатель Виктор Мацкевич, который участвует в проекте еще со времен «Ганимеда», эти мистерии должны вызывать катарсис, волновать и говорить о насущном. Будут звучать музыка и тексты, написанные известными в Австрии, России и Белоруссии авторами специально для этого проекта и именно к этим картинам. Среди авторов текстов — Ольга Седакова и Евгений Водолазкин, среди актеров — Сергей Мигицко и Денис Зыков.

Режиссер проекта Жаклин Корнмюллер уверена, что во всех сюжетах «Флоры» речь идет о двух основных вопросах — Жизни и Любви.

  • ZOV31652_1.JPG

    Денис Зыков читает историю о матери.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31255_1.JPG

    Бабочка оживает на руке Амура

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV31402_1.JPG

    Флейтист Александр Петров играет "Силу любви".

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV30770_1.JPG

    Виолончелист Андрей Ефимовский и актриса Анна Буданова представляют историю Венеры и Адониса.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV32137_1.JPG

    хореограф Лилия Бурдинская читает Мартина Поллака.

    Источник: Олег Золото / MR7

Так, например, одна из мистерий разыгрывается в Большом итальянском просвете (зал № 238), где выставлена мраморная скульптура Джузеппе Маццуолы «Смерть Адониса». Она создана в 1680—1709 годах и повествует о гибели прекрасного юноши, которого полюбила богиня Венера. Виолончелист Андрей Ефимовский и актриса Анна Буданова разыгрывают у скульптуры историю Адониса и Венеры, изложенную в эротической поэме Шекспира. Само произведение было написано во времена «Черной смерти» — бушевавшей в Лондоне чумы. Анна Буданова в золотом костюме произносит изысканный текст о недостижимости любви, а звуки виолончели Андрея Ефимовского вторят ей.

Пьесу австрийского композитора Йоханны Додерер «Сила любви» петербургский флейтист Александр Петров играет у скульптуры «Амур и Психея» Антонио Кановы, у той, где влюбленные смотрят на бабочку, присевшую на ладонь Амура. Благодаря визуальному искусству иранки, живущей в Вене — Шадаб Шайеган, — эта бабочка оживает. Она словно символизирует хрупкость отношений людей, а не богов. За несколько минут в темноте зала разыгрывается мистерия цвета и музыки — скульптуру Кановы оплетает свет, бабочки множатся, потом снова исчезают… Любовь возникает, расцветает, умирает или живет…

У картины Джулио Чезаре Прокаччини «Мадонна с младенцем и ангелами», написанной в 1610—1612 годах, в исполнении актера Дениса Зыкова мы слышим жесткую, даже жестокую современную историю о юной матери, у которой опека отнимает ребенка, и женщина не выдерживает разлуки и предпочитает смерть. Текст написал белорусский искусствовед и писатель Виктор Мартинович. Он сам выбрал именно эту картину — нежную Мадонну, склонившуюся к ребенку. Когда-то давно, когда Виктор учился в художественной школе в Минске, историю искусств им преподавал поэт, прозаик, искусствовед, выпускник ленинградской Академии художеств Кирилл Зеленой, сумевший сделать так, чтобы эта картина оставила след в душе учеников. Текст Мартиновича оказался самым будоражащим душу, самым сильным впечатлением от той части проекта «Флора», что мы увидели на предпремьерном показе.

Видео: Олег Золото / MR7
Лилия Бурдинская в образе Флоры, возделывающей сад

Но еще оставался один зал с картиной ученика Леонадро да Винчи Франческо Мельци «Флора» — прекрасная богиня весны и плодородия в окружении цветов. И здесь, у этой картины хореограф Лилия Бурдинская читает, нет — воплощает голосом и пластикой текст Мартина Поллака — известного австрийского писателя, человека, отец которого был членом Национал-социалистической немецкой рабочей партии и руководил зондеркомандой (отрядом спецназа нацисткой армии), в том числе и на территории СССР. Именно Поллаку принадлежат слова «Вся Центральная и Восточная Европа выстелена забытыми кладбищами, следами массовых преступлений». Героиня Лилии Бурдинской возделывает свой сад, как богиня Флора, и находит старые могилы и следы войны…

ZOV30332_1.JPG

Фото: Олег Золото / MR7
Михаил Пиотровский

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая проект, говорил о смелом эксперименте, о том, что многим кажется, что они хорошо понимают картины, но ведь появляется и новое видение. Он предположил, что у кого-то проект может даже вызвать отторжение, но для многих людей это станет новым взглядом на известные вещи.

Показы мистерий пройдут 23, 30 сентября и 7, 14, 21, 28 октября 2021 года.

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости

Лента новостей