Места

Ромашки на руинах


версия для печати
Что происходит на «Арт-Станции», открытие которой ждали еще в мае.
Ромашки на руинах Фото: Олег Золото

Двор станет проходным и общедоступным, в подвалах — склад, на крыше — фотозона и кафе — таким должно стать новое арт-пространство на Петроградской набережной. Прежде в кирпичных зданиях фильтровали воду, а теперь будут фильтровать искусство. Планировалось, что «Арт-Станция» откроется еще в мае 2021 года. Что пошло не так — узнали у автора проекта, художника и предпринимателя Алексея Сергиенко.

Детский труд и 3000 кубометров мусора

Старинное кирпичное здание на углу Пеньковой улицы и Петроградской набережной город передал в аренду Центру поддержки искусств Санкт-Петербурга, которым руководит Алексей Сергиенко, на 10 лет. Год уже прошел. Все это время в помещениях площадью около 3000 квадратных метров шла реконструкция.

— Здание до того, как его нам передали, пустовало около десяти лет. В нем были отключены все коммуникации, произошел пожар, ветром сорвало крышу. Дождь и снег пропитали все влагой. Мы около года сушили стены, снимали штукатурку, чистили от грибка, выгребали мусор, — рассказывает Алексей.

Мы стоим у дверей, которые должны со временем стать центральным входом. У окна рабочие отскребают монтажную пену со стекла, внутри что-то жужжит — то ли пилят, то ли режут. А по клубам пыли можно догадаться, что где-то рядом еще и разводят смесь для выравнивания пола.

— Здесь сейчас работают мои дети, у меня их семеро, — поясняет Алексей, — Работают дети отца Артемия, моего священника. Мы вкладываем свои силы в это пространство. Мы из этого здания вывезли около трех тысяч кубометров бытового и строительного мусора. Только представьте себе этот объем. Все говорят мне: дело нужное, хорошее, но реальной помощи, тем более финансовой, я уже ни у кого не прошу. Не помогают.

По словам Сергиенко, для реализации проекта он продал три собственных объекта недвижимости и вложил деньги в реконструкцию помещений бывшей фильтрационной станции.

ZOV00947.jpg

Фото: Олег Золото
Старинные корпуса в ожидании новой жизни в искусстве

История

Фильтроозонная станция была построена на Петроградской набережной в начале в 1909—1910 годах. Здания спроектировал гражданский инженер Лев Серк, за архитектурный облик отвечал Василий Старостин. Станция была построена по самым современным на тот момент технологиям. Это было особенно важно, так как в стране бушевала холера, которая передавалась в том числе с грязной водой.

Воду на станцию забирали прямо из Невы. Затем она отстаивалась в огромных бассейнах, а затем озонировалась. И уже чистая подавалась по водопроводу в жилые дома и учреждения.

ZOV01232.jpg

Фото: Олег Золото
Остатки бывшего водовода. По таким трубам вода подавалась из Невы на фильтрационную станцию

«Замечательный сосед»

В конце июля новый арт-объект подключили к электричеству. Продолжается оформление документов у бывшего владельца помещений — Водоканала — на подключение к водоснабжению и канализации. Предполагается, что вода вернется в исторические стены в сентябре-октябре.

— А с отоплением все еще сложнее. Тут возможно только газовое. А это будет стоить около 8,6 миллионов только подключение и согласование. Мы пока не потянем. Денег нет. Видимо, будем греться у костра, — то ли шутит, то ли сетует Сергиенко, — Я пугаю всех чиновников: вот к нам приедет президент на открытие, а тут будут замерзшие детки в шапочках прыгать вокруг бочки с горящими досками.

Художник рассказывает, что приводил на стройку уже с десяток миллиардеров, но никто из них не дал ни копейки.

— Кстати, единственный, кто помог — наш сосед, временно дал запитаться от своей электросети и не взял с нас ни копейки. Спасибо ему. Мы сэкономили на генераторах примерно по 40 тысяч в месяц.

А сосед у Сергиенко — сын экс-губернатора Петербурга, предприниматель Сергей Матвиенко. Ему принадлежит особняк с видом на набережную. Ранее компания Матвиенко арендовала у города всю территорию бывшей фильтрационной станции. ООО «Город мастеров», входивший в холдинг «Империя» Сергея Матвиенко, планировал построить на этой территории культурно-досуговый центр с гостиницей, ресторанами, концертным и выставочным залами. Но после того, как Валентина Матвиенко ушла с поста губернатора города, Смольный расторг договор аренды с «Городом мастеров» и сама компания вскоре была ликвидирована. В зданиях вдоль Пеньковой улицы разместился спортивный центр Нахимовского училища (оно как раз через дорогу), а выходящий на набережную корпус долго пустовал.


ZOV01381.jpg

Фото: Олег Золото
Алексей Сергиенко - автор проекта нового арт-пространства на Петроградской набережной


Справка


Алексей Сергиенко — петербургский художник, ставший широко известным в 2012 году после серии работ «Президент. Добрейшей души человек», в которой изобразил Владимира Путина со щенком, тигренком, букетом цветов. В 2014-м появилась серия «Родина» с символами России — опять же Путин, а еще кремлевские звезды, березки, матрешки, ромашки. Ромашки в целом стали символом Сергиенко, их он рисует часто и в разных вариациях.

«Еще до нас ничего ценного не осталось»

— Рабочее название у нас сейчас «Арт-Станция», — говорит Алексей Сергиенко и мы проходим в кирпичный корпус.

Как выяснилось во время реконструкции, он фактически состоит из восьми зданий — за больше чем сто лет истории его не раз переделывали, что-то пристраивали, прорубали и закладывали двери и окна.

— Здесь будет интерактивное искусство, будет галерея, направленная на работу с непрофессиональными художниками и будет выставочное пространство. Также у нас есть подвалы и крыша. В подвалах мы сможем что-то складировать, на крыше устроим фотозону, — рассказывает Алексей.

Он проводит экскурсию. Через огромные окна в помещения — бывшие залы, где отстаивалась вода и где стояли печи для сжигания осадка — льется свет на пустые стены и пыльный пол.

— Тут будет регистрация, турникет на вход. Здесь поставим фотобудку, люди смогу сфотографироваться и прикрепить свои фото на стену, — рисует будущий интерьер Алексей.

Стена, которая должна покрыться фотографиями посетителей, пока обшита вагонкой.

— Тут еще до нас ничего ценного, исторического не осталось. Вот лампочки-желуди висят — мы их не убираем, они так и будут освещать зал, — рассказывает Алексей. — А вот эта балка (с ее помощью в помещении раньше, судя по всему, перемещали грузы. — Прим. ред.) — одна из первых подобных конструкций в стране. Она охраняется КГИОП. Вообще все это здание гиоповский памятник — тут охраняются фасады, пространственное решение и вот эта балка.

Предполагается, что со временем в этом помещении будет выставочное пространство — галерея современного искусства. Но кто будет там выставляться, пока не ясно.

В небольшой (по сравнению с другими залами) комнате на первом этаже Алексей хочет открыть поэтическое пространство. Любой человек сможет прийти туда и прочитать свои стихи. И поэзия будет звучать на «Арт-Станции» нон-стоп. Идешь мимо — заглянул, послушал современных Пушкиных, Есениных, а может быть, Барто — и пошел дальше — на выставку.

— Это и есть интерактивное искусство, — говорит Алексей, — А после того, как поэты прочитали свои стихи, мы издаем книжку с их произведениями и она идет в продажу.

Рядом с комнатой поэтов должна появиться открытая фотостудия. Открытая она потому, что Центр поддержки искусств Санкт-Петербурга не может сдавать помещения в субаренду, а потому планирует предоставлять пару комнат фотографам бесплатно, но с условием, что все гости смогут наблюдать за работой мастеров во время съемок.

На втором этаже готовится к открытию лекторий. Торжественной церемонии ждут бархатные кресла для гостей и траурный венок, оставшийся с акции похорон Сергиенко, которая проходила три года назад. Тут же стоят черные ромашки.

— Хочется сделать зону, посвященную смерти, — поясняет Алексей.

  • ZOV01462.jpg

    В здании были замены около 60 окон.

    Источник: Олег Золото

  • ZOV00987.jpg

    Тут будет вход в новое арт-пространство.

    Источник: Олег Золото

  • ZOV01008.jpg

    Работы в помещения все еще продолжаются.

    Источник: Олег Золото

  • ZOV01326.jpg

    Источник: Олег Золото

  • ZOV01278.jpg

    Около года ушло на основательную просушку помещений.

    Источник: Олег Золото

  • ZOV01257.jpg

    Будущие выставочные залы.

    Источник: Олег Золото

  • ZOV01353.jpg

    Источник: Олег Золото

  • ZOV01060.jpg

    Источник: Олег Золото

  • ZOV01048.jpg

    Эта историческая балка охраняется как элемент здания-памятника.

    Источник: Олег Золото

  • ZOV01067.jpg

    В этом помещении будут проходить лекции.

    Источник: Олег Золото

  • ZOV01092.jpg

    Работы Алексея Сергиенко посетители будут видеть внутри Станции и снаружи. Первое граффити уже появилось на стене соседнего дома.

    Источник: Олег Золото

Пробираемся по второму этажу. Сергиенко рассказывает, что в здании пришлось заменить более 60 окон, старых почти не осталось. А еще делали новые балки на крыше, утепляли ее, создавали потолки, устраивали новые лестницы.

На самой крыше планируется открыть кафе, рядом небольшую кухню, сделать видовую площадку, с которой можно смотреть на Неву и «Аврору». Правда, не каждый день — в ветренную погоду на самый верх лучше не пониматься — из-за розы ветров, тут, у места, где из Невы вытекает Большая Невка, иногда задувает очень сильно. Но все это посетители смогут прочувствовать, скорее всего, через год, если не позже. Развитие локаций на крыше — отдаленные планы авторов проекта.

Спускаемся с крыши и погружаемся в подвалы бывшей фильтрационной станции. Близость к реке дает о себе знать. Грунтовые воды просачиваются сквозь толстые стены, капельками стекают на пол, по которому тянутся специальные водоотводящие желоба. Сергиенко уверен, что с этим можно будет справиться и подвалы вполне пригодны для того, чтобы недолго хранить там картины.

— Договор аренды с городом рассчитан на 10 лет, но обычно потом такие договора продлеваются, и мы уже обратились у губернатору с просьбой о продлении аренды сразу на 49 лет, — отмечает Алексей, — Да и ничего другого здесь сделать нельзя. Территория предназначена исключительно под социальные проекты, поэтому магазин или офисы не откроешь, под жилье не переделаешь. А так как здание — памятник снести его тоже нельзя и потому помещения не представляют интереса для бизнесменов.

Двор вокруг «Арт-Станции» — а это почти 6000 квадратных метров — должен стать общедоступным. А еще двором можно будет пройти с Петроградской набережной на улицу Куйбышева. Это будет практически новый переулок в городе. Как его назвать на «Арт-Станции» пока не решили.

Визуализация проекта будущей «Арт-Станции»

Благотворительный проект

Год назад открытие «Арт-Станции» анонсировалось в мае 2021-го. Май давно прошел. А «Станции» теперь даже не загадывают, когда смогут открыться — точных дат не называют.

— Год назад никто не знал, что будет вторая волна ковида, — объясняет Сергиенко, — Нам эта площадка досталась не в самое благополучное время — не в самое экономически удачное для нашего бизнеса.

Алексей говорит уже в целом о работе Центра поддержки искусств Санкт-Петербурга. Эта организация объединяет художников и предпринимателей, работающих в сфере изобразительного искусства, прикладного творчества, народных промыслов и сувениров. Но основное направление, скорее, сувениры. В 1980-е члены Центра торговали в Катькином садике на Невском, потом на Думской, сейчас стоят у канала Грибоедова, возле Русского музея.

— Но сувениры денег не приносят сейчас. Дай Бог выжить людям. Иностранных туристов — ноль, а те, что есть, ничего не покупают, — говорит Сергиенко, — А российских туристов сегодня называют «дошираками». Это люди, которые в кафе приходят с заварной лапшой и говорят: «Кипяточку плесните, пожалуйста». И свой «доширак» в кафе едят. Народ живет очень бедно. И можете представить, чтобы эти люди покупали сувениры?

По словам Алексея Сергиенко, «Арт-Станция» для него чисто благотворительный проект. И в лучшем случае, предприниматель надеется, пространство окупит себя. Вход в него будет платным. Собранные средства должны пойти на уставные цели Центра — то есть поддержку художников, а также на оплату коммуналки и зарплаты сотрудников.

Узнай себе цену на «Раз-два-три»

Одним из проектов, который будет реализован на «Арт-Станции», станет выставка-продажа работ художников и фотографов — профессионалов и любителей.

Схема такая:

1. Любой человек может принести свое произведение — картину или фотографию, даже детский рисунок. Одно условие — оформить для продажи, например, вставить в рамку или, если это просто лист бумаги, хотя бы приклеить его на картонку. Автор сам назначает цену своему произведению. На «Арт-Станции» его принимают, фотографируют и выставляют на сайт для продажи.

2. Если за неделю работу никто не купил по цене автора, специалист «Арт-Станции» оценит ее на свое усмотрение и картина снова будет выставлена на продажу уже по новой цене, обычно более низкой.

3. Если и по цене эксперта работа не продается, она еще на неделю отправляется на аукцион с начальной ценой в 1 рубль.

— Подобный проект я уже реализовывала на Невском проспекте. Он, скорее, рассчитан на непрофессиональных художников. Средняя продажная стоимость картины у меня была 3,5 тысячи рублей, — рассказывает Алексей Сергиенко, — Для профессионала, человека, который зарабатывает именно своим творчеством, — это все же мало. Если только сбывать таким образом картины, которые жалко выбросить или писать поверх них что-то новое. Такие есть у большинства художников. Обычно их квартиры завалены подобными старыми картинами так, что с трудом можно пройти. У меня у самого такие есть и я их тоже принесу на «Арт-Станцию», чтобы продать.

По словам Алексея, на этапе аукциона сбывается практически все, картины за копейки скупают коллеги-художники или иностранные галереи, которые потом продают русское искусство втридорога.

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости

Лента новостей