Культура

Скульптурные портреты бездомных появились в Шереметевском саду


версия для печати
Никогда прежде молодые скульпторы не сталкивались с проблемой бездомности и не общались с такими людьми.
Скульптурные портреты бездомных появились в Шереметевском саду Фото: Олег Золото

Выставка «Без определенного места» — девять скульптурных портретов бездомных людей — открыта в Шереметевском саду Фонтанного дома. Эта выставка возникла по инициативе молодых скульпторов Академии Художеств, Академии им. Штиглица и Московского государственного академического художественного института имени Сурикова.

Выпускница Академии художеств Вероника Бернгард однажды пришла на день открытых дверей в петербургский приют благотворительного фонда «Ночлежка» на Боровой улице. Никогда раньше до этого Вероника с проблемой бездомности не сталкивалась.

— Уже после экскурсии мне пришла в голову эта мысль — сделать скульптурные портреты обитателей приюта, в «Ночлежке» меня поддержали, я нашла скульпторов, которые тоже заинтересовались, — рассказала Вероника.

ZOV_32475.JPG

Фото: Олег Золото
Выпускница Академии художеств Вероника Бернгард с одной из своих работ

Сеансы позирования проходили зимой 2020 года, параллельно с созданием бюстов шли поиски будущего выставочного пространства. Шереметевский сад как-то быстро возник — место, столь любимое горожанами, свободное, романтичное, с богатой историей. И в самом начале весны 2020-го уже шли переговоры с Шереметевским дворцом-музеем музыки и музеем Анны Ахматовой. Но начались пандемийные ограничения, сад был закрыт, волна за волной шла эпидемия, так что выставку удалось организовать только в конце июля 2021 года.

Долго думали — где и как в саду разместить белые гипсовые бюсты. Но идея пришла сама собой — в саду восемь гранитных исторических постаментов для ваз, находящихся сейчас в реставрации. Почему бы не на этих постаментах, разбросанных по саду? Эффект получился интересным — само сочетание белого гипса, металла, дерева и гранита в воздушном пространстве старого сада, его сочной листвы лип и кленов оказалось простым и в то же время изысканным. Каждому портретируемому предлагалось придумать несколько слов — своеобразное послание зрителям. Эти слова укреплены на табличках рядом с именами модели и скульптора. Например, у бюста Александра Смирнова работы Анны Сосенской, послание такое: «Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?».

Скульптор Анна Грипасева работала над портретом молодого человека Валерия Пысенкова. У него достаточно горький жизненный опыт, поэтому он придумал такие слова: «В прошлом был Бармалеем — стал человеком».

Надежде Илларионовне Пельщиковой 67 лет. Она приехала в Россию из Киргизии в 1996 году. Жила там всю жизнь в городе Пржевальске, который теперь называется Каракол, работала швеей. Родных у нее нет — трое братьев погибли во время конфликтных событий 90-х годов, когда многие уехали из Киргизии. Вспоминать прошлое Пельщиковой трудно, в глазах появляются слезы.

ZOV_324752.JPG

Фото: Олег Золото
Надежда Пельщикова и ее скульптурный портрет

Надежда Илларионовна три года живет в приюте на Боровой, передвигается с помощью ходунков из-за протеза. Пельщикова стала самой первой моделью для будущей выставки «Без определенного места». Виктория Бернгард создавала скульптурный портрет Надежды Илларионовны полтора часа, ну, а сама модель рассказывает, как решилась позировать:

— Многие отказывались, а я думала-думала и согласилась — дай-кось рискну.

В Шереметевском саду Надежда Илларионовна впервые. Но, как оказалось, мы с ней виделись совсем недавно — буквально в начале недели, на Миргородской улице, когда бездомных людей прививали от коронавируса, по словам Пельщиковой, первый компонент вакцины она перенесла вообще без побочек и спокойно ждет, когда повезут на второй укол через три недели. А в Шереметевском саду Надежда Илларионовна, по ее словам, сегодня просто отдохнула душой, и портрет ей очень нравится.

ZOV_324756.JPG

Фото: Олег Золото

Кстати, скульптурный портрет Надежды Илларионовны единственный не на старинном постаменте, а на специальной подставке. И именно он открывает образный ряд выставки, хотя скульптуры расположены вне определенного порядка.

— Сначала скульпторы, которые ничего до этого не знали про бездомность, немного побаивались, но потом обнаружили, что их модели — прекрасные люди, — Григорий Свердлин, руководитель «Ночлежки», вспоминает время, когда создавались портреты. — Они во время сеансов, шутили, смеялись, болтали «за жизнь», и это был интересный трансформирующий опыт для всех участников процесса.

Выставка в Шереметевском саду продлится месяц. Потом можно было бы демонстрировать работы в других городских пространствах, обеспечив, конечно, их сохранность. «Ночлежка» готова рассматривать предложения.

0+

  • ZOV_763.JPG

    Источник: Олег Золото

  • ZOV_767.JPG

    Источник: Олег Золото

  • ZOV_770.JPG

    Источник: Олег Золото

  • ZOV_774.JPG

    Источник: Олег Золото

  • ZOV_777.JPG

    Источник: Олег Золото

  • ZOV_7831.JPG

    Источник: Олег Золото

  • ZOV_784.JPG

    Источник: Олег Золото

  • ZOV_7837.JPG

    Источник: Олег Золото

  • ZOV_7836.JPG

    Источник: Олег Золото

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости

Лента новостей