Экс-координатор Штаба Навального* в Петербурге Ирина Фатьянова продолжает сбор подписей, несмотря на то, что в любой момент ей могут отказать в регистрации кандидатом в депутаты ЗакСа.
«Всё в кассу, кроме некролога». MR7 пообщался с Ириной Фатьяновой, городской избирательной комиссией и экспертом по выборам. Насколько целесообразно продолжать кампанию, как идёт сбор подписей и когда ситуация прояснится — выяснила Анастасия Романова.
Ирина Фатьянова — бывшая глава Штаба Навального в Петербурге (*по требованию Роскомнадзора мы сообщаем, что организация признана в России экстремистской) продолжает свою предвыборную кампанию. Ее представители собирают подписи, открыт счет и на него поступают пожертвования от сторонников. Но если ли в этом смысл, если суд признал Фатьянову членом экстремистской организации и по закону она пять лет не может баллотироваться.
Соответствующее решение Московский городской суд принял еще 9 июня. И решение вступило в силу немедленно. Тем не менее 6 июля Петербургская избирательная комиссия приняла документы у Ирины. И формально в тот же день для Ирины началась предвыборная кампания. Она баллотируется на пост депутата Законодательного собрания города по одномандатному избирательному округу № 3.
Фото: Ирина Фатьянова
Поскольку Ирина Фатьянова идёт как самовыдвиженец, ей необходимо собрать 4406 подписей в поддержку своей кандидатуры. Оплачивать печать специальных листов, где появятся подписи сочувствующих, нужно за свои деньги или добровольные пожертвования, но с определённого избирательного счёта. Он открывается, если окружная комиссия приняла документы кандидата. Что и произошло с Ириной. Её фонд пополняют граждане — с этих денег Фатьянова платит за аренду помещения, работу сборщиков подписей, создание агитационных материалов и так далее.
В других городах у кандидатов, которые были сотрудниками Штабов, комиссии даже не стали принимать документы: отказали в процедуре координаторам Сергею Ухову (Пермь), Илье Яшину, Олегу Степанову (Москва), Семёну Кочкину (Чебоксары), Олегу Зотову (Саратов) и другим. Лишь в Мурманске, как и в Петербурге, экс-координатору Штаба Навального Виолетте Грудининой пока не препятствуют в участии в предвыборной кампании в депутаты горсовета.
— По закону комиссия не могла отказать мне на данном этапе в открытии избирательного счёта, — считает Ирина Фатьянова. — А в других регионах наплевали на закон, не только комиссии, но ещё и суды, которые это решение признали законными и не пустили оппозиционеров на выборы. В Петербурге комиссии тоже далеко неидеальные, особенно в моём округе, но они решили пойти законным путём. Почему? Да кто их знает, я вместо того, чтобы гадать и пытаться прочесть их мысли предпочитаю использовать свой шанс и каждый день для сбора подписей работать на полную, чтобы быть зарегистрированной.
Выходит, что сейчас Ирина Фатьянова в странном положении. Она тратит время, силы и деньги на избирательную кампанию, которой «по закону» не должно быть.
Окружная избирательная комиссия пока не предпринимает никаких действий в отношении кандидата.
«В случае выявления сведений, ограничивающих пассивное избирательное право Ирины Фатьяновой, Окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № 3 будет принято решение об отказе в регистрации. В случае выявления данных сведений после регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, организующей выборы комиссией будет принято решение об аннулировании регистрации», — прокомментировал происходящее пресс-секретарь Санкт-Петербургской избирательной комиссии Александр Попков.
— Насколько целесообразно продолжать эту избирательную кампанию? Смотря с чьих позиций посмотреть. Если с её (Ирины Фатьяновой. — Прим. ред.), то в качестве кого? В качестве кандидата? Тогда, я считаю, что это нецелесообразно. Как политика и медиаперсонажа? Нормально! Всё в кассу, кроме некролога, — делится мнением говорит эксперт проекта долгосрочного наблюдения на выборах Олег Реут.
Финальное решение о регистрации оппозиционных кандидатов окружная комиссия должна принять не позднее 5 августа. MR7 будет следить за развитием событий.
Фатьянова отмечает, что ей и её соратникам все же вставляют палки в колёса. Полиция препятствует сбору подписей, просит агитаторов убрать столы и баннеры. Данные сборщиков переписывают, пугают тем, что задержат и обвинят по статье 7.1 («Одиночный пикет») или ст. 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Ирина попросила главу Центризбиркома Эллу Памфилову объясниться и «встать на сторону закона». 20 июля кончается срок ожидания официального ответа.
Если у тех, кто собирает подписи, на точке возникают проблемы, на место сразу выезжает юрист, начальник штаба или сама Ирина. Она, к слову, часто работает вместе с ребятами: отвечает на любые вопросы прохожих, общается с людьми и разъясняет пункты кампании.
— Если у сборщиков вдруг дойдёт до протокола, будем отбивать ребят, они — самое важное. Считаю, полицейские, которые приезжают к нам на точки — люди подневольные. Им говорят ехать — они едут и говорят заученные фразы про занятие земельных участков и 54-ФЗ, часто с законом о выборах мало знакомы, — говорит экс-глава Штаба Навального.