Истории

Затанцуй меня на стрелке

Петербург — столица оупен-эйров парных социальных танцев.

Летом Петербург превращается в столицу латино-американских танцев. Самой известной и популярной площадкой на открытом воздухе, где собираются любители сальсы и бачаты, стала стрелка Васильевского острова. Здесь танцуют уже больше 15 лет. В этом сезоне также танцуют на набережной реки Карповки, у ступенек Российской национальной библиотеки, на эстраде в Парке Победы и в парке 300-летия. Присоединиться к танцующим может любой желающий.

 

«Танцы развернули мою жизнь в другую сторону»

Игорь Шустов, айтишник. Танцует с 2005 года. Устраивает оупен-эйры — танцевальные встречи на открытом воздухе — в парке 300-летия и других местах.

 

 

«Я как Илья Муромец. Он 40 лет сидел на печи, а потом слез и пошел воевать. А я слез и пошел танцевать.

Я попался на удочку танцев в 2005 году. Друг попросил сходить с ним на занятие — расхвалил мне все. Я думал, посмотрю, как танцуют, куплю учебную видеокассету и буду тихонечко заниматься. Пришел в класс, а там куча новых людей, девушки, женщины хорошие. И преподаватель говорит: «Слушай, я тебе, конечно, кассету дам, но ты пока встань в общую группу, позанимайся». Я был жестоко обманут преподавателем, но не жалею. Я встал, увидел, что все получается, народ приветливый, система change-partners — то есть через тебя проходит много интересных людей и решил: «К черту кассету, буду ходить на занятия». Рок. Судьба.

Танцы — как симуляция отношений. За три минуты ты проживаешь целую жизнь. Но они противопоказаны бракам. И мужчины, и женщины во время танцев видят перед собой лучших представителей другого пола. Любая дурнушка может потрогать прекрасного чернокожего испанского танцора, а пенсионер может потанцевать с юной женщиной. Тут, конечно, башню-то у всех сносит. Я тоже после танцев развелся. Они развернули мою жизнь в другую сторону.

Раньше в танцах был кураж! Сейчас пришли новые стили — медитативные, инь-яневские, чувственные, где женственность вытаскивается из партнерши — кизомба, бачата сеншуал. Характер танцев стал интимным, больше контакта, партнеры погружаются друг в друга.

Всеми любимый повально модный бачата сеншуал требует от партнерши гибкости. Корпус должен здорово гнуться и вправо, и влево. Современные «социалочки» (так ласково Игорь называет танцовщиц социальных танцев. — Прим. ред.) поэтому с красивыми попами и гибкими талиями.

Социальные танцы — это танцы гендерно распределенные. Общий принцип в них — виноват партнер, то есть мужчина. И сам танец строит партнер, он придумывает схемы, а женщина его украшает. В кизомбе, например, партнерша отключает голову и слушается только рук или движения корпуса, или ладоней партнера. А он должен просто понимать механику женского тела, работать с весом.

Есть такое понятие в социальных танцах — такси-дэнсер. Это опытный социальный танцор. Через его руки прошли сотни разных женщин-партнерш, он знает все типовые ошибки, которые они делают и знает, как к каждой подобрать свой ключик. Опытные танцоры растанцовывают начинающих партнерш. Он как опытный танцевальный любовник. Я один из таких таксистов.

 

 

Человек, начавший танцевать, меняется. Поначалу для него открывается новая вселенная. И он такой «Ешкин-поварешкин! Боже мой, как здорово!» Возникают новые социальные связи. Раньше был семейный, дружил с соседями, одноклассниками, ходил на шашлык, а тут появляется такая интересная динамичная компания.

Чтобы начать танцевать, надо прийти на любой оупен-эйр или вечеринку и попробовать просто шагать под музыку. Тебя тянут сюда — делаешь шаг сюда, тебя толкают — делаешь шаг туда. Многие вещи для русского человека — пластика латинских танцев, работа бедрами, работа весом — непривычна. Первое время придется ломать себя. А потом появляется мышечная память, тело привыкает".

 

 

Справка:

Парные социальные танцы — это общение между мужчиной и женщиной через танец, вне зависимости от того, знакомы ли они между собой.

 

 

Мы визитная карточка города

 

Ольга Пилатова, одна из организаторов танцев на стрелке, бывшая жена и соратница Андрея Пилатова — Дона Рамона — одного из основателей социальных танцев в Петербурге. К сожалению, Дон Рамон совсем недавно ушел из жизни. Но стрелка продолжает жить.

 

 

«Мы с Доном Рамоном очень показательная пара. Он классический пример поиска социальных контактов. У него благодаря танцам появился большой круг общения. И личные вопросы он тоже с помощью танцев решил — это уже про меня.

Это было в начале 2000-х. Мне было без недели 18 лет, когда моя подружка сказала: «О, я знаю, тут в центре танцуют на улице. И музыка не такая, как на дискотеках. Пошли покажу, тебе точно понравится».

Было впечатление какой-то необычности происходящего. Люди не просто трясутся, а в парах делают что-то такое, что кажется, будто они все заранее учили. На самом деле это чистая импровизация. И это захватывает. А я еще и влюбилась в Дона Рамона. Я ему тоже понравилась. Шаг за шагом. Уже через неделю я праздновала на оупен-эйре свой день рождения и с этого дня мы с Доном Рамоном уже не расставались.

Это был не просто кружок по интересам — это общество друзей. Мы учились танцевать прямо на оупен-эйрах. Они проводились в самых разных местах города, а потом Андрей с Владимиром Батием уже организовывали танцы на стрелке.

 

 

В 2006 году одна бабушка пожаловалась на нас, что наши танцы мешают ей смотреть шоу с музыкальным фонтаном — помните такое было? Тогда мы поехали в комитет по культуре и сделали официальное разрешение на наши оупен-эйры. С тех пор мы регулярно получаем такие разрешения. Сейчас у нас четыре площадки — по две у каждой колонны и две смены: с 17:00 до 20:00 и с 20:00 до 23:00. В хорошую погоду за один вечер гость может попробовать себя в восьми разных направлениях.

Организаторы стрелки вкладывали в это мероприятие не только душу, но и силы и свои личные ресурсы.

У нас с Доном Рамоном никогда не было вопросов: памперс купить ребенку или новый комплект колонок. Это не обсуждалось. Конечно, колонки!

Я знаю массу людей, которые пришли в танцы именно с опен-эйров. Кто-то пришел и сразу научился танцевать, как я. Многие годами ходили мимо, стояли в зрителях, а потом все-таки решились: спросили, погуглили, что за танец, и пошли в школу учиться.

 

 

Стрелка — уникальное место. Есть другие площадки, но ни одна из них не перешибет стрелку. По потрясающей атмосфере, зрелищности, по комфорту, по удобству покрытия, а виды — боже, какие там закаты! Каждый раз приезжаю и не понимаю — как можно променять стрелку на какой-то другое место? Главный плюс — что поблизости нет жилых домов. Для нашего города — это большая проблема. В июне из-за «Алых парусов» нам на месяц закрыли стрелку. И мы уходили танцевать к Российской национальной библиотеке и в Парк Победы. Как же мы там намучились.

 

На сотню адекватных людей все равно найдутся такие, кто придет и будет кричать: «Вы мне телевизор мешаете смотреть».

 

Очень обидно, что, когда город проводит какие-то свои мероприятия, нас выгоняют. Как будто мы им мешаем. Нас знают во всем мире: Питер, стрелка, танцы! Нас приглашают в другие районы на праздники. Мы визитная карточка города. Хочется, чтоб и Смольным мы не воспринимались как мешающий фактор, а, наоборот, вписывали в программу городских мероприятий — мы украсим любой праздник!"

 

Знаменитые оупен-эйры на стрелке

Андрей Пилатов — он же Дон Рамон — основатель самого крупного латиноамериканского движения оупен-эйров в Петербурге. Первые регулярные под открытым небом он начал делать у Медного всадника, на тротуаре перед зданием Сената в начале 2000-х годов. Там располагалось легендарное и памятное многим, кто стоял у истоков социальных танцев, кафе «Наследие». Когда кафе закрылось, танцоров было уже не остановить. Танцевали и на Марсовом поле, и в парках, и у ТЮЗа, и на набережном спуске у Дворцового моста, пока не обнаружили замечательную площадку у Ростральных колонн. Она была идеальной: удобное покрытие, отсутствие жилых домов, потрясающие виды. Тогда Дон Рамон познакомился с Владимиром Батием, и они вместе стали делать оупен-эйры на стрелке Васильевского острова, а с 2006 года это все стало поддерживаться уже городом — комитет по культуре согласовывает танцы официально. Началось все с сальсы и одной площадки. А сейчас это четыре параллельных площадки у колонн с разнообразными направлениями социальных танцев: бразильские танцы форро, бальные, танго, бачата, трайбл, джазовые, хастл, восточные танцы и другие.

 

 

«Я могу растанцевать любого»

 

Владимир Батий, организатор оупен-эйров на стрелке, ведет свою школу танцев.

 

 

«У меня пафосно произошло погружение в танцы… Мне было около 30. Хотя моя работа была связана с вождением, но частенько, когда не было руля, я выпивал. И вот как-то у моей бывшей жены был день рождения, я подумал — куплю ей маленький букетик рублей за 20, приеду и заодно выпью. Звоню ей, она говорит: «Я сейчас на занятии». Я спрашиваю: «На каком?» Она: «На сальсе, хочешь — приходи».

Я купил букетик, прихожу. Посмотрел — мне понравилось, особенно то, что девчонки там творят. Преподаватель сказала: не хотите присоединиться? Я присоединился. Потом достаточно быстро я бросил пить. Это было 17 лет назад. Сейчас я провожу оупен-эйры и у меня своя школа танцев.

Мне было легче начать танцевать, потому что у меня была развита моторика, я занимался бодибилдингом, легкой атлетикой, восточными единоборствами. Если у тебя есть моторика — тебе проще танцевать.

За это время я много сделал для развития разных направлений танцев: бачата, зук, кизомба, самба бразильская, хастл, вест кост свинг.

Вместе с Доном Рамоном мы стали делать оупен-эйры в разных местах — и на Дворцовой и на набережных. Количество народа увеличивалось, и мы решили сделать на стрелке. Мы пробили это место и нам дали разрешение. Лет 5−7 мы делали там все на энтузиазме.

Сейчас стрелку знают во всем мире. Специально приезжают из других стран, городов к нам потанцевать. Про нас знают и в Колумбии, и в Бразилии!

 

 

Самое интересное: через год-полтора после того, как мы начали проводить наши вечеринки, пришло известие, что во Франции тоже стали танцевать на набережных сальсу. То есть мы были первыми!

Я могу растанцевать любого, но есть один лайфхак: женщина прежде всего должна почувствовать себя королевой. И все! Больше ничего не надо. Я подхожу, вижу, что девушка хочет танцевать и говорю ей: «Ну что, королевна, можно вас провести?» И когда она себя чувствует именно такой королевной, все остальное легко делается.

Чтобы вести партнершу нужна осанка — девушка выпрямляется, когда она чувствует, что у нее на голове корона. Когда мы идем по улице, мы не идем, а падаем и подставляем ногу, а королевна себя несет.

Что касается мужчины — даже если он не танцующий. К нему в первую очередь нужно относиться как к сильному человеку, который в любой момент может тебя поддержать, а не относиться снисходительно. Танец — это как разговор. Если ты к человеку не относишься хорошо, у тебя ничего не получится, и разговор не получится. В танцах — так же".

 

 

 

Кстати

Все танцы на стрелке и на других открытых площадках — бесплатные. Просто приходи и танцуй. Но если хочется сказать «спасибо» организаторам, то, как правило, около пульта ди-джея стоит специальная коробочка с надписью DONATION, куда можно положить любую купюру или несколько.

 

 

Из аптеки в милонгу

 

Елена Амелина, провизор, любительница танго и милонги:

«Мне было лет 30, я искала себе хобби. Изначально я хотела с партнером-мужем танцевать, но не сложилось. Ему не нравится музыка и у него другие занятия были. И я стала ходить одна в танцевальную школу. Коллектив очень понравился, я ходила не ради танцев, а ради тусовки. Сейчас мне 41. Получается, я танцую танго и милонгу уже 11 лет.

 

 

 

Справка

Милонга — это танец и музыка, тесно связанные с танго, однако имеющие более быстрый ритм и носящие игривый характер.

 

 

Танго в Петербурге занимаются, как и очень молодые люди, так и те, кому за 60. Но в среднем это люди от 30 до 50.

Обычно клубы, где танцуют милонгу, — это такие атмосферные места, куда приятно ходить, ты красиво одеваешься, можно выгулять новое платье, костюм — для меня это очень важно.

Танго танцуется в парах, не на пионерском расстоянии, а в объятии с какими-то людьми. Культура танго подразумевает определенный свод правил — изначально танцуют мужчина и женщина.

 

 

Никто напрямую друг друга не тащит танцевать: «Давай ты, пойдем потанцуем». Есть правила приглашения: кобесео — то есть приглашение взглядом, обмен взглядами. И если совпадут предпочтения, то вы пойдете танцевать, а не совпадут — каждый останется на своем месте.

В питерском танго и в России есть традиционный гендерный дисбаланс. Как правило девочек больше, чем мальчиков.

Я пробовала танец живота, хип-хоп, где требуется физическая подготовка. А танго требует только внимания к себе на уровне «да-нет», комфортно мне движение в ту сторону или эту или некомфортно. Я чувствую, что меня партнер ведет: я пойду туда или не пойду? Это умение держаться на своей оси.

 

 

Танго-музыку написали в начале и середине прошлого века. Сейчас ее сочиняют крайне мало. Это ретро-ретро. Я веду в соцсетях группу про милонгу и танго. Эти танцы доступны для всех. Танго вообще не требует никакой специальной подготовки, только определенных музыкальных пристрастий.

Чтобы почувствовать, надо прийти на какой-нибудь оупен-эйр в хорошую погоду. Милонгу и танго танцуют у Литейного моста, на стрелке, у РНБ, на Комендантском у озера Долгое, на Большевиков — в парке Боевого братства, на летней сцене в парке Победы".

 

Четыре площадки на стрелке

У спотов — площадок на стрелке есть свои прижившиеся названия:

Байкерская — потому что там байкеры любят парковаться.

Бальная — потому что там когда-то начинали танцевать «бальники».

Зимняя — с видом на Зимний дворец и потому, что там танцуют и зимой.

Бразильская — для форро и кизомбы, самая уютная и солнечная по вечерам.

 

 

 

Где танцуют в Петербурге:

У Ростральных колонн: https://vk.com/oaspb

Деревянная набережная Крестовского острова, Южная дорога — здесь в основном танцевальные вечера организует студия старинного танца «Хрустальный дракон»: https://vk.com/crystal_dragon

Литейный проспект, 1/20, наб. Кутузова, 2: https://vk.com/open_air_u_mosta

Пешеходная набережная реки Карповки, Чапаева, 30: vk.com/bachata.club.party

У Российской национальной библиотеки и Летняя сцена в Парке Победы: своей страницы у этих площадок нет. Расписание можно найти в группах: INTERNATIONAL SUMMER DANCING OPEN-AIRS, https://vk.com/oaspb

 

 

Паблики о социальных танцах:

inDance Питер — паблик, где собирается информация об интересных событиях социально-танцевальной жизни Петербурга и публикуется расписание вечеринок в клубах и на улице на каждый день.

INTERNATIONAL SUMMER DANCING OPEN-AIRS — первый и самый многочисленный паблик оупен-эйров на стрелке. Создатель паблика — Дон Рамон Андрей Пилатов. Сейчас его продолжает вести Ольга Пилатова и Владимир Батий.

INTER DANCE OPEN AIR — паблик, в котором летом можно найти расписание обо всех танцевальных оупен-эйрах в Петербурге в удобном формате. Зимой группа пишет о танцевальных вечеринках в клубах и школах города.

Милонги в Петербурге — уже 9 лет в этой группе можно найти информацию о том, где танцуют милонги и танго в Петербурге.