Новости

Самое знаменитое изображение Ахматовой впервые оказалось в ее доме

В День рождения Анны Ахматовой, 23 июня, в музее поэта в Фонтанном доме на только что открывшейся выставке проходят первые встречи с посетителями. А знаменитый портрет Ахматовой работы Натана Альтмана впервые за многие десятилетия покинул стены Русского музея.

Выставка «Натан Альтман. Анна Ахматова. «Портрет ведет себя странно…» готовилась три года — именно три года назад идею выставки принесла в музей художник Станислава Малаховская — праправнучка Натана Альтмана. Альтман и Ахматова, оба родились в 1889 году и три года назад состоялись 130-летние юбилеи. Но если 130 лет Ахматовой и 30-летие создания музея в Фонтанноом доме отмечалось довольно широко, то 130-летие Натана Альтмана — автора знаменитого портрета Ахматовой 1914 года, по сути, отмечается сейчас — так уж получилось. Недавно состоялась выставка Альтмана в K-Gallery. А теперь вот в Фонтанном доме.

Представлены живопись, графика, куклы, фотографии, документы. Впервые предоставила для выставки картины Альтмана, его личные вещи семья художников Малаховских.

На выставке есть панорамная фотография, которая кажется старинной, но на самом деле создана недавно Андреем Самойловым с крыши дома на Петроградской стороне на Мытнинской набережной — для того, чтобы попасть на эту крышу, пришлось просить помощи районной администрации. Зачем был нужен этот снимок широкой панорамы Невы и города? Потому что создание портрета Ахматовой кисти Альтмана описано в ее стихотворении «Эпические мотивы» так:

…Под самой крышей в грязном, шумном доме,

Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,

И жаловался весело, и грустно

О радости небывшей говорил.

Закончив сеанс, Ахматова и Альтман выходили на крышу, смотрели сверху на Петербург. Теперь с этой же точки на город сможет посмотреть каждый посетитель выставки.

А сам портрет Ахматовой впервые за долгие годы покинул залы Русского музея, где он хранится с 1920 года, и в первый раз за историю своего бытования оказался здесь, в доме поэта.

«Такой худой я никогда не была», — говорила Ахматова об этом своем изображении, тем не менее именно этот портрет отличая от других. «Лакированная кукла Альтмана», «Альтман здесь сумел даже свет вковать в эту раму», — писали о портрете современники. Здесь, на выставке именно этот портрет создает атмосферу — театральный художник Эмиль Капелюш — художник выставки — хотел дать посетителям возможность ощутить дух Серебряного века и грядущих за ним потрясений.