Вкус Адриатики, который жив
Впервые в Русском музее показывают графику художника-священника Ивана Сотникова.
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Иван Сотников. Геракл», она приурочена к 60-летию художника. Но, строго говоря, мемориальной она не является, а показывает впервые 24 графические работы художника, посвященные Гераклу и его подвигам, а также пейзажи Сотникова, созданные на берегу Адриатики и Черного моря.
Иван Сотников (1961−2015) — мощная фигура ленинградского андеграунда. Он родился в семье петербургских интеллигентов. Отец — историк-славист Юрий фон Штакельберг, 8 лет провел в ГУЛАГе по делу ленинградских студентов. Мать — Марина Сотникова, историк, специалист по допетровской нумизматике Эрмитажа. Иван рос «эрмитажным ребенком», ходил в искусствоведческий кружок, учился в художественной школе № 1 на Фонтанке. Как говорил сам художник, влияние на его дальнейший выбор творческого пути оказали работы мастеров «арефьевского круга» — Александра Арефьева, Рихарда Васми, Владимира Шагина, Валентина Громова, а также состоявшаяся в 1980 году в Русском музее выставка основоположника русского авангарда Михаила Ларионова.
Вместе с Тимуром Новиковым в 1982 году Сотников основал группу «Новые художники», участвовал в выступлениях «Поп-Механики» Сергея Курехина. А в 1996 году принял сан священника и стал отцом Иоанном, служил в отдаленных приходах Ленинградской и Новгородской областей.
— Выходила замуж за художника, а стала женой священника, — вспоминает Татьяна. — Но когда рукополагают, обязательно спрашивают и согласие жены. Но и творчество, и вера — все было органично для нас, — рассказывает вдова художника Татьяна.
В середине 2000-х Иван Сотников вернулся в художественную жизнь, продолжая писать и выставляться в петербургских галереях и музеях.
В мае этого года в Музее искусства Санкт-Петербурга
— Художник в начале XXI века изображает подвиги Геракла в традиции Пикассо и Энди Уорхола, экспрессионистская дикость соединяется с классическим сюжетом, — говорит куратор выставки Екатерина Андреева. — Вспоминается Мандельштам: «Греки сбондили Елену По волнам. Ну, а мне — соленой пеной По губам…». Хочется, чтобы эта выставка донесла до вас вкус Адриатики и античности, который жив…
Екатерина Андреева, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея — тоже «эрмитажный ребенок», с детства была знакома с Иваном Сотниковым. Позже она входила в Новую академию изящных искусств, основанную Тимуром Новиковым, была куратором выставок и автором статей и книг о новых художниках, в том числе и Иване Сотникове. Екатерина — свидетель и участник художественных событий Ленинграда-Петербурга, времени бесшабашной свободы и ярких открытий. Недаром она решила разместить на постере о выставке фотографию середины 1980-х, на которой Сотников запечатлен въезжающим в выставочный зал на велосипеде…
На этой выставке Екатерина решила следовать словам Ивана, который любил говорить, что его произведения делятся на картины «из головы» и картины «из жизни». Здесь можно найти и те, и другие: цикл из 14 работ о Геракле и 10 пейзажей 2010−2015 годов, созданных Сотниковым в Черногории на Адриатике и на берегу Черного моря — сюда, к этим берегам добирались герои античных мифов.
— Иван в древнем мире прекрасно ориентировался, но и Древняя Русь была близка — он с мамой ездил на раскопки в Старую Ладогу, Новгород, — рассказывает Татьяна Сотникова.
В семье Татьяны и Ивана все дети связаны с историей и искусством — трое старших получили историческое университетское образование, еще один сын учится в Академии им. Штиглица, а младшая дочь — в той же художественной школе на Фонтанке, где учился отец.
Татьяна рассказала, что идет подготовка к большой выставке Ивана Сотникова в Московском музее современного искусства — ММОМА.