Чем заняться

Мир с нами делится щедро, ежесекундно

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка Марка Тумина «Поэзия, которую видишь».

Выставка Марка Тумина «Поэзия, которую видишь», что работает в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, должна была появиться в минувшем году, но пандемия сдвинула все планы.

И поэтому только сейчас петербуржцы смогли увидеть живопись и графику Марка Тумина (1946−2013) — одного из художников «эрмитажной школы» и отца одного из самых известных петербургских режиссеров Яны Туминой, неоднократного лауреата премии «Золотая маска». Эта выставка стала первой посмертной выставкой художника.

Сначала поясним, что такое «эрмитажная школа». Это неофициальное объединение художников, сложившееся в 1960-е годы вокруг Григория Длугача — замечательного ленинградского живописца и педагога. Художники занимались аналитическим копированием эрмитажных шедевров — именно это легло в основу метода и принципов конструктивного анализа картин, стало самостоятельным художественным направлением.

Марк Тумин был учеником Длугача и сам стал выдающимся педагогом, причем он работал и с детьми, и подростками с ментальными особенностями.

Яна в Ночь музеев пригласила на выставку друзей. И поздней ночью, когда за музейными окнами притих Шереметевский сад, вспоминала об отце. Он читал ей с самого раннего детства Пушкина и Гофмана, особенно рассказ Гофмана «Угловое окно». О том, что даже лишенный возможности ходить человек, у которого есть только один способ смотреть на мир — через угловое окно своей комнаты на рыночную площадь — способен увидеть и понять столь многое.

«Когда я стала ставить спектакли, у меня появилось какое-то фундаментальное ощущение, что я пользуюсь методом отца, — вспоминала Яна. — Методом видения мира, который делится с нами щедро, ежесекундно».

В музее, в рамках выставки, ученик Марка Тумина, художник Андрей Соколов, провел мастер-класс для подростков, чтобы познакомить их с методом аналитического копирования.

У Марка Тумина никогда не было собственной мастерской — светлой, с высокими окнами. Были казенные комнатки, темные, некоторые полуподвальные. И пространство выставки художника решено как вход в мастерскую — светлую, окнами в сад, со звучащей музыкой.