Истории

От рисунков на заброшенных заводах к фрескам — как легально применить талант граффитиста

История известного петербургского художника, рассказанная им самим.

Художник Кирилл Ведерников прославился в Петербурге своей серией графических философских работ — «Матерь мира», «Сотворение Евы», «Распятие», «Пьета», «Вавилон», которые сейчас украшают интерьеры Анненкирхе. А до этого Кирилл был известен как автор всевозможных граффити — легальных и не очень. Сейчас Кирилл уже не считает себя граффитистом: монументальные изображения с четко прописанными деталями роднит с граффити только то, что оба выполнены на стене.

5vJBVjRqrQ4.jpg

Фото: https://vk.com/kirill_vedernikov_19
Эту картину с Дон Кихотом видели многие петербуржцы.

Как рождаются граффитисты

— Началось с зарисовок в тетради, — вспоминает Кирилл Ведерников. — Как и у многих, граффити-культура начинается с написания своего имени. Ты его придумываешь и рисуешь везде, где нельзя. Потом мне очень повезло, что в 1990-е появилась компьютерная игра Marc Ecko’s Getting Up. По сюжету художник борется с помощью граффити с коррумпированной властью в антиутопическом городке. В игре представлены все существовавшие на тот день легенды американского и европейского граффити. Помогло и еще одно проявление 1990-х — закрывающиеся заводы: появилось много заброшенных зданий, где можно было рисовать.

И вот в этот момент, говорит Кирилл, сама ситуация надиктовала жанр. Общее ощущение заброшенности подсказало: ее нужно не заполнить, а подчеркнуть. Тем более, что ощущение это чувствовалось не только в промзоне, но и во всей стране в целом после развала Советского Союза. Поэтому в рисунках прослеживается эта надломленная линия, эти выдуманные индустриальные пейзажи. Потом художник стал сводить вместе индустрию и животный мир — так и получился рисунок с китом и живущим в нем большим промышленным городом.

— Разруху я почерпнул в разрухе, — резюмирует Кирилл.

yXoOHlNTD-s.jpg

Фото: https://vk.com/kirill_vedernikov_19
Индустриальный кит.

У тебя все обвалилось

Окончив школу, Кирилл Ведерников поступил в реставрационное училище и там открыл для себя технику линогравюры — рисования на линолеуме. Потом пригодилось. В Академию художеств юного граффитиста не взяли, зато приняли в Союз художников.

Граффити — лаконичное искусство уже потому, что нелегальное. Это в мастерской ты можешь долго стоять и мыслить, а у забора все надо делать быстро. Сейчас Кирилл отошел от граффити и даже перестал использовать баллончики: черный цвет ему дает битумный лак, а светлое пространство — это текстура стены.

Картины молодого художника со временем завоевали популярность и у представителей власти, и у бизнеса. Кириллу позволили поработать в заброшенном цеху рядом с Кировским заводом — работа получила имя «Творец», и делать ее пришлось пять дней. Работа «Венеция» во дворе на Моховой близ Театральной академии появилась с благословения руководителей академии, и остается там до сих пор.

Не всем работам так везет. В 2018 году в Нижнем Новгороде проходил фестиваль «Место». Нижний Новгород и Екатеринбург вообще считаются признанными столицами стрит-арта. Кириллу для его работы «На древних берегах» с изображением богатырей выделили хорошее место — боковую стену пятиэтажного здания. Его не за долго то того отремонтировали к чемпионату мира по футболу, утеплив стены с помощью металлической сетки и цементной шубы. Эту шуба обвалилась вместе с рисунком всего через четыре дня. Конечно, не сама по себе, а во время сильного урагана.

— Сейчас я жалею, что не продал куски на аукционе: я слышал, что многие так делают и выручают хорошие деньги, — говорит Кирилл, — На сегодняшний день это была самая большая моя работа. Правда, у дома теперь сделали памятную табличку с QR-кодом, и по нему можно увидеть, как стена выглядела раньше.

Настенную живопись можно монетизировать, не только продавая обломки на аукционе. Есть практика, когда картина продается за криптовалюту таким образом, что новый владелец получает на нее права и, по крайней мере, может зарабатывать на изображении: если кто-то его захочет скопировать и использовать в коммерческих целях.

Сотворение

Выставка «Сотворение» Кирилла Ведерникова в Аннекирхе отлично вписалась в руинированные части помещения, подчеркнув их своеобразную красоту.

— Мы знали, что настоятель, отец Евгений хочет сделать алтарное панно, — вспоминает Кирилл. — Предложили свою работу и сделали ее за семь дней. Сначала планировалось, что выставка будет временной, до реставрации кирхи, но в итоге она осталась на постоянной экспозиции. Тем более, что реставрация пока замерла.

n81nW5xsxh8.jpg

Фото: vk.com/kirill_vedernikov_19
"Пьета" в Аннекирхе.

14 образов были созданы по технологии «урбанфреска», которая позволяет переносить изображение на любую поверхность. Урбанфреска помогает искусно использовать особенности стен: цвет, наклон, изломы, освещение. В качестве материала для урбанфрески выбрали акрил. На нем Кирилл изобразил библейские сюжеты, а художник Олег Лукьянов и его Центр печати перенес изображение на стену — так же, как создал когда-то портрет Бродского в переулке Радищева.

Правда, сам Кирилл рассказал, что ему ближе мировоззрение буддистов.

share
print