Истории

Детская литература и литераторы: что покупать, где искать, как не ошибиться

И почему взрослым полезно читать детские книжки

Говорят, дети больше не читают книг. Да и что читать, никто же не пишет как Пушкин. А вот и нет — и читают, и пишут. О том, что происходит с современной детской литературой поговорили с соосновательницей магазина-клуба «Чудетство» Марией Зиминой. И заодно узнали, что интересного искать родителям на стартовавшем книжном салоне.

Как искать хорошие книжки

— Что происходит с современной детской литературой? На протяжении многих лет можно слышать, что она умирает. Но мне кажется, что все не так плохо.

— Все очень хорошо. Появляется множество книг, как переводных, так и отечественных. И детская литература стала очень разной — на все возрасты и нет, пожалуй, ни одного запроса, темы, проблемной ситуации, про которую не было бы книжки, чтобы почитать.

Мнение о том, что современная детская литература умирает, скорее, связано с тем, что в ней сложно разобраться, потому что ее очень много. И часто родители, когда у них появляется ребенок, сталкиваются в какой-то момент с проблемой, что они прочитали все, что сами читали в детстве — Чуковского, Маршака, Барто — а что дальше предложить ребенку не понятно. Они идут в ближайший книжный магазин или залезают в интернет, натыкаются там на новые имена, тратят время на то, чтобы понять, кто все эти писатели, про что книжки или находят всю ту же классику, и в конечном итоге не в силах вникнуть во все происходящее, так и остаются в неведении.

— А как же тогда родителям не купить пустышку, как научиться разбираться в современной детской литературе?

— Это, конечно, достаточно сложно. Но есть несколько советов.

Во-первых, надо ходить на книжные ярмарки, презентации, куда сами издатели приезжают и рассказывают о своих книжках. Лучше них все равно никто не расскажет. И в Петербурге такая возможность есть, в отличие от многих других городов. Это возможностью надо пользоваться.

Во-вторых, есть прекрасный интернет-ресурс — «ПапМамБук», где книги разделены по возрастам, там пишут в основном про современные книжки и иногда про классику. И что важно — многие рецензии там пишут сами подростки.

И третий совет — приходить за детскими изданиями в небольшие книжные магазины. Там работают консультанты, которые сами читали почти все книги, и они расскажут, сориентируют, помогут выбрать именно ту, которая нужна именно вашему ребенку. В большом сетевом магазине, при всем их изобилие, сотрудники просто не могут все прочитать.

— На кого из современных детских авторов вы бы советовали обратить внимание?

— Если говорить о российских авторах, то одна из самых известных, самых издаваемых сейчас — Анна Старобинец. Она была взрослым автором (один из романов Анны «Посмотри на него», например, был посвящен проблеме абортов по медицинским показаниям на поздних сроках беременности), а потом стала писать для детей. На мой взгляд ее детские книжки даже лучше взрослых. Они очень классные, хорошо написаны на том языке, на котором сейчас говорят дети. Можно услышать мнение, что современная литература, в том числе детская, унижает русский язык. Нет. Как Пушкин в свое время реформировал русский язык, так он и продолжает меняться. И современная литература говорит на современном языке. И это нормально.

Еще один автор, которого не могу не назвать, Ольга Громова. У нее недавно вышла шестая книжка — «Вальхен». Это очень серьезный автор. Ее любят не только дети, но и взрослые — педагоги, библиотекари. Ее каждая книжка — более чем пятилетний труд, основанный на исторических событиях, биографиях реальных людей. Ольга все очень строго выверяет в своих текстах и при этом пишет так, что это трогает души читателей.

Есть расхожее мнение, что современный дети не читают или не любят читать. Но есть масса современной литературы, которую читают даже нечитающие дети. Например, произведения Виктории Либерман. Главное, чтобы дети дошли до какого-то места, где им эту книжку дадут в руки. Или умные родители ее найдут и подарят ребенку.

Не бывает нечитающих детей

— Разве «Гарри Поттер» не доказал, что читают все?

— С одной стороны да, с другой — для многих как раз «Гарри Поттер» становится проблемой, потому что после него дети ни на что другое не могут переключиться. Но опять же — они просто не знают, что есть много качественного фэнтези, которое помогает слезть с «Гари Поттера», прейти к другим темам.

— А для маленьких детей — все еще самое актуальное — это сказки?

— Да, жанры все те же, тут трудно изобрести что-то новое. Но современные дети воспринимают мир намного быстрее, чем мы когда-то. И им нужно больше книжек, чем было раньше. Поэтому жанры те же, но книг стало гораздо больше. Есть и новые поэты, и новые сказки, а еще детективы для дошкольников, книжки для совсем маленьких. И есть авторы, еще живые, чьи книжки для малышей уже считаются классикой. Михаил Яснов, например — автор стихов для школьников и малышей. Андрей Усачев тоже классик современной детской литературы, его книжки входят и в школьную программу, рекомендованы для внеклассного чтения. Кто не знает его «Умную собачку Соню», «Дедморозовку». А его сравнительно новая серия «Котобой» — очень смешные, классные, дети их обожают и ухохатываются. Из иностранных — «Груффало» Джулии Дональдсон, которая уже совсем культовая книжка. Или приключения Финдуса и Петсона, которые издаются уже больше 10 лет в России.

Дешево и ярко

— Если говорить про литературу для детей, не подростков — насколько там важны иллюстрации? Очень часто можно слышать про то, что книжки для малышей должны быть яркими, говорящими, интерактивными. Неужели картинка важнее сожержания?

— Есть дети до двух лет, которым родители стараются покупать подобные интерактивные книжки, чтобы хоть как-то задержать внимание ребенка, просто чтобы он не убегал от книжки, пока ему ее читают. В остальном, не могу сказать, что иллюстративный материал до такой степени важен в книге. Хотя есть категория родителей, которые выбирают книги по иллюстрациям. Но опять же, скорее, выбирают не яркие-красочные-интерактивные, а, например, определенного художника, отслеживают премии за лучшие иллюстрации и ищут эти книги.

— Но в обычном магазине, а еще лучше в журнальном киоске, мы видим обратное — огромные рисунки, умилительные котята.

— Да, там вырви глаз. Но в том и дело, что книжки с такими иллюстрациями дешевле в производстве и потому тиражи, которыми они издаются намного больше, чем тиражи книг с качественными иллюстрациями. И эти дешевые книжки попадают в торговые сети — и в книжные, в обычный ритейл, где продают продукты, бытовую химию и тут же литературу. И если составлять свое мнение о книжном рынке по этим местам — то, конечно, будет казаться, что все ужасно. Но есть множество малых издателей, некоторые из которых уже достаточно крупные, которые продолжают выпускать хорошую литературу. И она редко представлена в больших сетях, если и оказываются, то каким-то случайным образом.

— А что сейчас считается большим тиражом для детской книги?

— Для детской неплохой тираж — это тысяча экземпляров, три тысячи — это уже хороший, а пять тысяч — это уже большой. Конечно, если сравнить с советскими тиражами, которые для детской литературы начинались от ста тысяч — то все понятно… Но все, что сейчас печатается по многу — это дешевые издания, которые потом вагонами отправляются в регионы. Это проблема, что до провинции доходит мало качественной детской литературы. Только если родители сидят в интернете и там заказывают своим детям качественные книжки, те имеют доступ к хорошей литературе.

A54I7308.jpg

Фото: gov.spb.ru

Истории для родителей

—  26 мая на Дворцовой и в Главном штабе Эрмитажа начался Международный книжный салон. Впереди четыре дня. Вы в этом году куратор детской программы. Расскажите, на что обратить внимание? Куда прийти с ребенком, а что будет интереснее родителям?

— Программа книжного салона состоит из двух частей. Одна — это встречи с авторами, дискуссии о книжках, вторая — более интерактивная, где дети могут что-то послушать, поделать руками, мастер-классы в разных форматах. С ребенком от четырех до 10 лет можно приходить в любой день книжного салона и с 12 до 19 часов там всегда что-то будет. Родители даже смогут оставить ребенка на занятии, чтобы сами могли спокойно походить по ярмарке. Дети будут и мультики снимать по стихам, и ставить небольшие спектакли по книжкам, пройдут мастер-классы по писательскому мастерству.

Взрослым ни в коем случае нельзя пропустить выступления Ольги Громовой (27 мая, 18:00, Детская площщадка) и Анны Старобинец (29 мая. 17:00. Детская площадка), о которых мы уже говорили, Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак (28 мая. 18:00. Детская площадка) из Минска, которых в России тоже многие знают и любят. И будут авторы, с которыми петербуржцы должны быть еще лучше знакомы — Кристина Стрельникова (29 мая, 18:00. Детская площадка), Ася Петрова, Сергей Махотин (29 мая. 12:00. Детская площадка), которого в этом году номинировали на главную детскую книжную премию Андерсона. Приедет и самый на данный момент титулованный детский иллюстратор Игорь Олейников (28 мая, 14:00. Детская площадка), действующий лауреат премии Андерсона.

И еще будут представлены два очень интересных детских проекта. В издательстве «Самокат» вышла книга «Бестужевки» (28 мая. 18:00. Детская площадка) про первый женский университет, который появился в Петербурге. Книга создана в жанре графического романа. Второй проект — презентация книги «25 августа» про «демонстрацией семерых» на Красной площади в 1968 году. В книге мало слов, больше иллюстраций, и она о том, что нужно помнить про 25 августа и про то, что такое мирная демонстрация. Издание приедет презентовать куратор программ «Международного Мемориала» (внесен в реестр иноагентов) Александра Поливанова.

— Это тоже детская литература?

— Да, конечно. Это именно книги для детей и подростков. Им в простой интересной форме объясняют важные вещи из истории. Кстати, поэтому современную детскую литературу можно и нужно читать не только детям и подросткам, но и взрослым. Многие взрослые, становясь родителями забывают, какими они были, какие у них были трудности в общении с родителями, сверстниками, учителями. А современная литература для подростков пишется как раз о тех проблемах, которые их сейчас волнуют. Там и про родителей, и про одноклассников, и переходный возраст и про первую любовь и половое созревание, про жестокость, про политику немного. Например, книги шведского писателя Ульфа Старка. Он недавно, к сожалению, умер. На русском уже издано несколько его книг. Одна из них «Чудаки и зануды». Это программная книга о переходном возрасте. И если ее прочитать в период пубертата, то можно найти ответы практически на любой вопрос, который в это время возникает. Или книжка «Пакс» Сары Пеннипакер про мальчика и лиса. Они разлучаются и идут на встречу друг другу. И каждый по дороге находит самого себя. Это прекрасная трогательная книга и одновременно она о том, как понять кто ты, к чему стремишься. Поэтому хорошую детскую и подростковую литературу мы всегда советуем читать и взрослым тоже.

share
print