Истории

Ожило сердце Гатчинского дворца

Арсенальный зал открыт для посетителей после реставрации.

Арсенальный зал недаром называют сердцем Гатчинского дворца — именно он был средоточием жизни императорской семьи. Там собирались на завтраки, называвшиеся «фриштыками», обеды и поздние ужины, играли в бильярд и карты, читали вслух, играли домашние спектакли и катались с горки и на качелях.

Из хранилища оружия — в место развлечений

Огромный зал Гатчинского дворца (площадью около 600 квадратных метров), представляющий собой объединенные анфиладой компартименты — внутренние проходные помещения — когда-то хранил коллекцию ружей. Отсюда и его название — Арсенальный. А потом, как писал один из современников, зал «из хранилища разного смертоносного оружия превращен был в хранилище всех возможных орудий и принадлежностей для игры и всякого рода развлечений».

Реставрировать Арсенальный зал начали в 2011 году, интенсивно работали с 2018-го. И вот, говоря по-современному, «зал-трансформер» доступен для посетителей. Почему трансформер? Здесь могли уютно сидеть несколько человек, а могли накрыть обеденный стол для торжественного обеда офицеров-кирасир, ведь императрица Мария Федоровна, супруга Александра III, была шефом полка.

Кстати, когда-то даже обычная публика из Гатчинского парка могла через окна наблюдать, что происходит в Арсенальном зале, а слуги торговали местами на стульях для дам.

Бильярдный стол воссоздали.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Воссозданный бильярдный стол.

Царская охота

При императоре Александре II в Гатчину из Петергофа перевели Императорскую охоту со всеми службами, здесь выстроена была Егерская слобода, тут же работали чучельники — сейчас мы их называем таксидермистами. В Арсенальном зале все стены были увешаны рогами и головами убитых августейшими особами животных. До наших дней из той коллекции сохранились только головы лося и зубра, убитых лично Александром II. А еще статуэтка «лисинского медведя», созданная скульптором Николаем Либерихом и потом широко растиражированная. Бедняга медведь, конечно, не позировал скульптору, а был убит императором на охоте неподалеку от древней деревни Лисино под Петербургом. Животное было огромным, с него сняли мерки и скульптор сделал сильно уменьшенную копию.

Знаменитый лисинский медведь.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Знаменитый лисинский медведь

На картинки не обижались

Стены Арсенального зала украшает множество акварелей, посвященных царской охоте (защитникам животных и веганам лучше на них не смотреть).

На одном их таких рисунков художник Михай Зичи изобразил самого себя за рисованием императорского штандарта. Дело было так: император собирался поехать охотиться в Белую Вежу, но высшие чиновники и егеря, а также вся обслуга должны были, естественно, прибыть пораньше и подготовить место. И вдруг выяснилось, что ни у кого нет императорского штандарта и нечего водрузить на флагшток, чтобы обозначить пребывание Его Величества. Нашли в деревне кусок желтой ткани и Зичи оперативно штандарт нарисовал. Именно на той охоте Александр II застрелил зубра, огромная голова которого сохранилась за столько веков, пережила эвакуацию во Вторую мировую войну и выставлена вновь в Арсенальном зале, недалеко от картинки Зичи.

Михай Зичи рисует императорский штандарт.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Михай Зичи рисует императорский штандарт

Кроме сцен охоты здесь и жанровые картинки из жизни императорской семьи и высших чиновников. Под одним из рисунков, изображающих полного мужчину на диване, следующая подпись:

«Готов я дать расписку кровью

И доказать вам, господа,

Что вредны, пагубны здоровью

Движенье, воздух и вода!"

Михай Зичи изобразил здесь генерала от инфантерии, министра императорского двора и уделов при Александре II графа Александра Владимировича Адлерберга.

После реставрации в зале можно увидеть копии исторических рисунков. Подлинники выставлять нельзя — рисункам вреден свет.

На подобные картикни и подписи чиновники не обижались.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
На подобные картики и подписи чиновники не обижались

Горка «Парнас» и домашний театр

Но в Арсенальном зале далеко не все сидели на диванах. Дети и молодые люди — Великие князья — катались с навощенной деревянной горки «Парнас». Горку эту воссоздали еще к 2012 году, к занявшей тогда весь Центральный выставочный зал «Манеж» огромной выставке «Хочу в Гатчину!». Воссозданы и качели.

Веер, один из экспонатов в Арсенальном зале.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7

Над небольшой сценой домашнего театра сейчас нон-стоп идет мультфильм из рисунков Зичи, изображающих фрагменты домашних спектаклей. Любили здесь ставить водевили: выступали в ролях придворные и члены императорской фамилии. Одним из любимейших спектаклей был анекдот-водевиль «Ложа 1-го яруса». На сцену в роли полицеймейстера выходил Николай I, роль была без слов, а царя загримировали так, что на премьере его никто не узнал, и чуть было не выставили вон.

Конечно же, в этом зале играли не только легковесные водевили. Здесь выступали выдающиеся музыканты, здесь Карамзин читал «Историю Государства Российского», декламировал свои басни Крылов, а Гнедич — перевод «Илиады».

Единственная уцелевшая подлинная люстра.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7

Арсенальный зал теперь обрел свою музейную жизнь — впервые с довоенных времен. Осталось еще немного — получить на временное хранение подлинную мебель, некогда здесь бывшую, а теперь хранящуюся в ГМЗ «Павловск», укрепить воссозданную люстру над бильярдным столом (остальные люстры уже воссозданы по одному эвакуированному экземпляру. — Прим. ред), создать аутентичные малиновые занавеси — весь зал был когда-то декорирован малиновым — и шторы, и обивка мебели.

MR7 благодарит за рассказ об Арсенальном зале директора ГМЗ «Гатчина» Василия Панкратова, ученого секретаря Марию Кирпичникову и заведующую научно-фондовым отделом Александру Фарафонову.

share
print