Хор Успенского подворья монастыря Оптина Пустынь в Санкт-Петербурге дал юбилейный пасхальный концерт в Малом зале Филармонии.
В стенах классических концертных залов хоровое пение звучит нечасто. Ещё реже на сцену выходят богослужебные хоровые коллективы. Впрочем, у концерта, прошедшего в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии 13 мая, была ещё одна особенность: исполнение пасхальных песнопений разных эпох приурочили к 25-летнему юбилею одного из наиболее самобытных российских богослужебных хоровых коллективов.
За годы существования хор выпустил 15 сольных альбомов и объездил с гастролями десятки стран. «На сцену выходят шестеро мужчин, прибывших из Санкт-Петербурга. Они одеты в чёрное и смотрят в зал серьёзно, даже строго. „Русская мафия“, — успеваю подумать я, пока один из них достаёт из кармана камертон. Но при первых же звуках „Херувимской“ сердце сжимается от мысли, что это пение когда-нибудь закончится», — так описывает впечатления от концерта хора «Оптина Пустынь» жительница небольшого шведского городка близ Стокгольма. Подобных отзывов на разных языках в интернете сотни.
Звучание хора всегда можно услышать на службах в Успенском храме на набережной Лейтенанта Шмидта, чем с удовольствием пользуются гости Петербурга, интересующиеся русским церковным пением. Но всё же наслаждаться музыкальной составляющей духовной музыки лучше в концертном зале, где есть возможность переосмыслить все тонкости исполнения, оценить технику дирижирования регента Александра Семёнова, восхититься целостным звучанием ансамбля и прочувствовать глубину и выразительность голоса каждого солиста. Более того, высокий профессиональный уровень певчих и широкий диапазон голосов от баса-профундо до контртенора делает исполнительские возможности коллектива почти безграничыми. Так, в программу концерта вошли «Стихиры Пасхи» знаменного распева в переложении Александра Семёнова, исполнить которые без профессиональной подготовки очень трудно из-за сочетания унисонной и многоголосной фактуры.
Хор «Оптина Пустынь», созданный в 1996 году, состоит из профессиональных певцов — выпускников Петербургской консерватории. Основатель и художественный руководитель коллектива Александр Семёнов тоже профессиональный музыкант: он окончил дирижерско-хоровой факультет консерватории, а затем несколько лет изучал древнерусское крюковое письмо под руководством ведущих петербургских медиевистов.
На протяжении четверти века коллектив занимается изучением, восстановлением и возвращением в богослужебную практику древнерусского певческого наследия, анализирует и сводит воедино различные направления и стили церковной музыки. Усилиями музыкантов на Успенском подворье Оптиной Пустыни сложилась собственная певческая традиция, перекликающаяся с эпохой многораспевности времён царя Алексея Михайловича. Александр Семёнов стремился воссоздать на клиросе подворья эстетику средневековой Руси — настоящую, самобытную, ещё не затронутую западным влиянием. По его мнению, годы кропотливой научной работы по изучению и древнепевческого наследия и 25-летний опыт пения в храме в обозримом будущем приведут к созданию современных церковных певческих книг.
Для юбилейного концерта в родном городе хор подготовил панораму различных жанров и стилей церковного пения. «Впечатление от прослушивания пасхальных песнопений в разнообразной музыкальной стилистике сродни посещению музея с богатой коллекцией, в котором представлены артефакты и художественные творения мастеров разных эпох», — считает Александр Семёнов. Слушатели познакомились с образцами древнерусского многоголосия XVII века, партесными песнопениями
Несмотря на не слишком привычный для филармонической сцены репертуар, билеты были распроданы задолго до концерта. Пожалуй, такое неравнодушие петербургской публики к русской духовной культуре, её основам и истокам — достойный подарок профессионалам, посвятившим любимому делу четверть века вдохновенного труда.