Истории

Мужской хор «Оптина Пустынь» отмечает 25-летие

Хор Успенского подворья монастыря Оптина Пустынь в Санкт-Петербурге дал юбилейный пасхальный концерт в Малом зале Филармонии.

В стенах классических концертных залов хоровое пение звучит нечасто. Ещё реже на сцену выходят богослужебные хоровые коллективы. Впрочем, у концерта, прошедшего в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии 13 мая, была ещё одна особенность: исполнение пасхальных песнопений разных эпох приурочили к 25-летнему юбилею одного из наиболее самобытных российских богослужебных хоровых коллективов.

За годы существования хор выпустил 15 сольных альбомов и объездил с гастролями десятки стран. «На сцену выходят шестеро мужчин, прибывших из Санкт-Петербурга. Они одеты в чёрное и смотрят в зал серьёзно, даже строго. „Русская мафия“, — успеваю подумать я, пока один из них достаёт из кармана камертон. Но при первых же звуках „Херувимской“ сердце сжимается от мысли, что это пение когда-нибудь закончится», — так описывает впечатления от концерта хора «Оптина Пустынь» жительница небольшого шведского городка близ Стокгольма. Подобных отзывов на разных языках в интернете сотни.

Звучание хора всегда можно услышать на службах в Успенском храме на набережной Лейтенанта Шмидта, чем с удовольствием пользуются гости Петербурга, интересующиеся русским церковным пением. Но всё же наслаждаться музыкальной составляющей духовной музыки лучше в концертном зале, где есть возможность переосмыслить все тонкости исполнения, оценить технику дирижирования регента Александра Семёнова, восхититься целостным звучанием ансамбля и прочувствовать глубину и выразительность голоса каждого солиста. Более того, высокий профессиональный уровень певчих и широкий диапазон голосов от баса-профундо до контртенора делает исполнительские возможности коллектива почти безграничыми. Так, в программу концерта вошли «Стихиры Пасхи» знаменного распева в переложении Александра Семёнова, исполнить которые без профессиональной подготовки очень трудно из-за сочетания унисонной и многоголосной фактуры.

2021.05.13 Филармония, Малый зал.jpg

Хор «Оптина Пустынь», созданный в 1996 году, состоит из профессиональных певцов — выпускников Петербургской консерватории. Основатель и художественный руководитель коллектива Александр Семёнов тоже профессиональный музыкант: он окончил дирижерско-хоровой факультет консерватории, а затем несколько лет изучал древнерусское крюковое письмо под руководством ведущих петербургских медиевистов.

На протяжении четверти века коллектив занимается изучением, восстановлением и возвращением в богослужебную практику древнерусского певческого наследия, анализирует и сводит воедино различные направления и стили церковной музыки. Усилиями музыкантов на Успенском подворье Оптиной Пустыни сложилась собственная певческая традиция, перекликающаяся с эпохой многораспевности времён царя Алексея Михайловича. Александр Семёнов стремился воссоздать на клиросе подворья эстетику средневековой Руси — настоящую, самобытную, ещё не затронутую западным влиянием. По его мнению, годы кропотливой научной работы по изучению и древнепевческого наследия и 25-летний опыт пения в храме в обозримом будущем приведут к созданию современных церковных певческих книг.

Для юбилейного концерта в родном городе хор подготовил панораму различных жанров и стилей церковного пения. «Впечатление от прослушивания пасхальных песнопений в разнообразной музыкальной стилистике сродни посещению музея с богатой коллекцией, в котором представлены артефакты и художественные творения мастеров разных эпох», — считает Александр Семёнов. Слушатели познакомились с образцами древнерусского многоголосия XVII века, партесными песнопениями XVII—XVIII вв., духовными сочинениями русских композиторов конца XVIII—XX вв.еков.

Несмотря на не слишком привычный для филармонической сцены репертуар, билеты были распроданы задолго до концерта. Пожалуй, такое неравнодушие петербургской публики к русской духовной культуре, её основам и истокам — достойный подарок профессионалам, посвятившим любимому делу четверть века вдохновенного труда.

share
print