Культура

Ангелы и райские сады погостят в Петербурге на время ремонта у них дома


версия для печати
В Эрмитаже открылась выставка шедевров итальянского средневековья.
Ангелы и райские сады погостят в Петербурге на время ремонта у них дома Фото: Елена Владыкина

В Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка «Искусство Средневековья. Шедевры из Национальной галереи Умбрии». 40 произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIII — начала XV века прибыли в Петербург. Еще никогда эти старинные бесценные произведения искусства не уезжали так далеко из Перуджи.

Привезти столь блистательную выставку в Петербурге удалось не только потому, что между Эрмитажем и Национальной галереей Умбрии заключено соглашение об обмене выставками, но и потому, что сама галерея закрылась на ремонт.

Выставка в Николаевском зале являет нам искусство Проторенессанса (XIII-XIV века), времени поиска и размышлений перед расцветом. В Эрмитаже представлены ранние христианские алтари, где лица святых удивительно индивидуальны, скульптура из мрамора, с которого за семь веков сошла краска (да, мрамор красили), изображения мадонн с миндалевидными глазами и сложными прическами, росписи на дереве яркой темперой, чье сияние время приглушить не сможет уже никогда.

за семь веков от ангелов остались силуэты.jpg

Фото: за семь веков от ангелов остались силуэты / Елена Владыкина

Посеять надежду

Живопись XIII века, представленная на выставке, тесно связана с именем и культом Святого Франциска Ассизского. Не раз о нем снимали киноленты. Помните фильм «Франциск» 1989 года с Микки Рурком в заглавной роли? Можно также вспомнить и более ранние киновоплощения — в фильмах Лилианы Кавани 1966 года, Франко Дзеффирелли 1972-го. Перед итальянскими художниками XIII века стояла другая задача. Основателя странствующего Ордена францисканцев канонизировали уже через два года после его смерти. То есть мастерам надо было представить в росписях храмов сцены из реальной, но удивительной жизни человека, известной во всех подробностях — от юности в обеспеченной семье, до опасных путешествий и страданий.

Имена многих художников не сохранились до наших дней. Одного из выдающихся мастеров, исполнявших фрески Нижней церкви базилики Сан Франческо, мы знаем теперь просто как Мастера святого Франциска. Он первый в Ассизи изобразил жизнь святого, которого уже тогда многие воспринимали как Alter ego Христа. На деревянном кресте, расписанном с двух сторон, художник представил Франциска под ногами распятого Христа, кровь с пробитых ног льется вниз, к подножию Голгофы, где похоронен череп Адама.

«Господи, дай мне посеять там, где раздоры — согласие, где заблуждение — истину, где сомнение — веру, где отчаяние — надежду», — это одна из знаменитых цитат Франциска. Посеять надежду призвана была и икона мастера, имя которого до нас дошло — Франческо да Римини. Он изобразил сонм святых, среди которых и поднимаемая ангелами на небо Мария Магдалина. Считается, что эта небольшая икона предназначалась для покаяния преступников, ведь все святые, изображенные на ней, так или иначе помогали падшим…

святой Лаврентий, скульптура главного портала Дворца Приоров в Перудже. 1325-1330. мрамор.jpg

Фото: святой Лаврентий, скульптура главного портала Дворца Приоров в Перудже. 1325-1330. мрамор. / Елена Владыкина

Музыка сквозь семь столетий

Среди ярких красок одежд мадонн и святых на фресках, представленных на выставке, выделяются черные покровы суровой и печальной Мадонны с Младенцем, святыми и ангелами: Мастер из Субиако (настоящее имя художника не дошло до нас) создавал эту живопись на дереве во времена черной смерти — владычества пандемии чумы в 1340—1350-х годах.

Выставка в Николаевском зале — для неспешного знакомства, для внимательного вглядывания и размышлений. Она приехала надолго — до 22 августа задержатся в Петербурге эти ангелы и святые. И, возможно, сюда следует прийти не единожды. Чтобы, например, задержаться у одного шедевра — «Восхваления мадонны» Джентиле да Фабиано. Нарядная Мадонна сидит на троне в райском саду — среди цветов, маленькие ангелы — внизу, за 700 лет их фигуры значительно поистерлись, угадываются лишь силуэты, зато отчетливо видны ноты. И этот ликующий пасхальный григорианский кант можно исполнить.

Кстати

Национальная галерея Умбрии, полная сокровищ, располагается до сих пор в старинном, построенном в XIII—XIV вв. здании магистрата. Галерея — на первом этаже, на втором и третьем работают городские чиновники.

12+

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости


Лента новостей