Город

Не жалеете людей, пожалейте хотя бы кота

Почему в городе топят, несмотря на температурные рекорды и куда звонить, если электронный сервис не принимает жалобы.

Отопительный сезон в Петербурге официально завершился. Пока температура на улице била рекорды, батареи продолжали источать тепло, люди и домашние животные маялись от жары. Горожане строчили жалобы во все возможные инстанции.

На страничке губернатора Беглова каждый третий, если не второй, комментарий представляет собой просьбу отключить, наконец, центральное отопление. Представители районных администраций обещали оперативно переправить их в котельные, а Комитет по энергетике и инженерному обеспечению отвечал всем одинаковой отпиской.

В ней сообщалось, что переход от регулярного отопления к периодическому объявляется при установившейся среднесуточной температуре +8°С в течение 5 суток и среднесуточной +10 °C — в течение трех суток. Все это соответствовало истине, но горожане продолжали роптать: о потеплении было известно едва ли не за неделю, антициклон шел широким фронтом и ошибиться было невозможно. Значит, можно было упредить жару. Комитет заявил, что так и сделали: подготовка к отключениям началась, как только был получен прогноз от синоптиков.

Люди, кошки и собаки взвыли

Окончание отопительного сезона было официально объявлено: полночь, 13 мая. Это означало, что управляющие компании, которые не закрутили вентиль, с этой минуты можно будет привлекать к ответственности. 12-го температура подобралась к рекордной: 27 градусов. Терпеть оставалось всего несколько часов, но люди, кошки и собаки поистине взвыли.

В соцсетях писали:

 

«Уберите идиотский норматив. Верните как было до 2013 года: окончание сезона — 15 апреля, начало — 15 октября. Если у меня вдруг дома холодно, я без вас разберусь».

 

«Топят как будто за окном минус 10. Прошу дать ответ, кому в этих случаях звонить? Так как меня отправляют по разным номерам телефона, но никто ничем не занимается. На сайте указаны телефоны координатора и контролера. Но координатор отвечает, что не занимается данным вопросом, и задает философские вопросы в стиле „а кому сейчас легко?“, а контролера никогда нет на рабочем месте. Кто будет нести ответственность за то, что мы отапливаем улицу?»

«Сегодня прибавили отопление, батареи были теплые, а сегодня горячие, это как понимать?»

«В управляющей компании сказали: распоряжение с 00 часов 13 мая, вот после этого только начнем отключать, всего у нас 60 домов, когда вас отключим — не знаем! У пожилых с сердечно-сосудистыми заболеваниями давление шкалит за 200!»

Больше всего жалоб поступило из Красносельского, Кировского и Василеостровского районов. Также не радовал Петроградский. Известно, что в «старых» районах отопление идет не от центральных ТЭЦ, а от внутридворовых кочегарок. Везде установлена новая автоматика, но она не спасает: теплоподачу нужно перекрывать в самом доме, значит, все зависит от одного-единственного теплотехника, обходящего адреса. Которого еще могут не впустить в подъезд, попросту не открыв дверь на сигнал домофона.

Утром 13-го жалобы продолжились.

 

«До сих пор жарит, температура 34 градуса. Звонила в 6 утра в управляшку, сказали: „Сантехники с 9 утра работают, скоро отключат“. Будем ждать».

 

К полудню поток жалоб иссяк.

Не секрет, что дозвониться в управляющую компанию не так-то просто, поэтому горожане предлагают нажимать на все кнопки сразу.

 

«Я сделала заявку в управляющую компанию (аварийно-диспетчерская служба), и в 004, хотя оттуда переслали опять же в УК. Когда пришли из компании, я потребовала составить акт о перетопе (отказались), но батареи уменьшили до минимума. Пришлось еще Жилинспекцией, Роспотребнадзором, губернатором и президентом пригрозить, — пишет в соцсети жительница Кировского района. — В итоге батареи еле теплые стали, а были как кипяток», — описала свои мытарства одна из горожанок.

 

Возможность подачи жалоб отключилась вместе с батареями

Итак, с вопросом «куда жаловаться» все ясно: куда ни обращайся, все равно все пути приведут в управляющую компанию. К слову, обращение на портал «Наш Петербург» — дело и вовсе безнадежное. Оказывается, там принимают жалобы строго в течение текущего отопительного сезона, то есть в период с 15 октября 2020 года по 12 мая 2021-го. Как только сезон номинально закончился, отключилась возможность подачи жалоб. Впрочем, 12-го еще можно было слать сигналы, но, как показал опыт горожан, взывать к УК было бы проще.

Напомним, что аналогичные жалобы петербуржцы рассылали и полгода назад, когда батареи включили после пары холодных дней в начале октября. 15 октября температура воздуха достигала 18 градусов, город побил вековой рекорд по теплу, а батареи в квартирах были просто раскаленными. Впрочем, пресс-секретарь комитета по энергетике Александр Антипенко заверил MR7, что жители грешат субъективным восприятием: батарея одной и той же температуры может казаться чуть теплой в январскую стужу и невыносимо горячей в майский полдень.

 

«Когда окружающий воздух теплый, меняется и теплоощущение, — заверил он. — Никто в здравом уме не будет топить в квартирах так, как будто за окном минус 10. На всех станциях стоит автоматика: датчик меряет забортную температуру, выставляет показатели: давление в трубах и температуру теплоносителя. Здесь все происходит без участия человека, и в последнее время показатели и так были минимальные, ведь система ориентируется еще и на календарные графики».

 

Иногда бывает, что управляющие компании проводят испытания труб, разогревая воду до 110 градусов, но, во-первых, такие испытания прошли в апреле (обычно их вообще устраивают осенью), а, во-вторых, в квартиры столь горячая вода не попадает.

P. S. Отопительный сезон 2020−2021 года в Петербурге продлился 209 дней, хотя жители были бы совсем не против, окажись он на три недели короче. Предыдущий сезон 2019−2020 года длился 254 дня: он был одним из самых длинных, несмотря на теплую, но очень затяжную зиму. «Нужен гибкий график, а не четкое следование календарю», — резюмируют в комитете по энергетике.