Культура

«По разные стороны линии фронта»: в Эрмитаже открылась новая выставка


версия для печати
Она продлится до 27 июня.
«По разные стороны линии фронта»: в Эрмитаже открылась новая выставка Фото: pixabay.com

Эрмитаж впервые показал альбом фотографий, созданных неизвестными немецкими фотографами на оккупированных территориях под Ленинградом.

«По разные стороны линии фронта» — выставка под таким названием открылась в Западно-Восточной галерее Зимнего дворца накануне Дня Победы и продлится до 27 июня.

Эту выставку в Эрмитаже планировали открыть к 75-летию Победы, но из-за пандемии ограничились виртуальными материалами. И вот теперь ее можно наконец-то увидеть.

Книги, графика, фотографии различные документы — от листовок до плакатов — рассказывают о советском и нацистском противостоянии на Ленинградском фронте. Вот редкие экспонаты из эрмитажных фондов — нацистские листовки. Предъявив их, красноармейцы могли сдаться в плен. За хранение таких листовок полагался трибунал, наказывали и гражданских.

Нацисты шли на разные ухищрения, чтобы красноармейцы не уничтожали листовки — печатали их, к примеру, на курительной или туалетной бумаге — авось используют по назначению, а не сразу сожгут или изорвут в клочки.

На выставке в витринах представлены и советские листовки, рассчитанные на солдат противника, они печатались иногда готическим шрифтом. Обе стороны использовали авиацию, а также артиллерию, стрелявшую «агитационными» снарядами для распространения листовок.

На выставке представлены советские сатирические плакаты — тоже редкость, ведь плакаты печатали не для вечности. Эти — бережно отреставрированы к выставке.

Артем Тумасов, сотрудник Научной библиотеки Эрмитажа обращает внимание на один из плакатов под названием «Их пятеро было» — о похождениях на оккупированной советской территории пятерых солдат вермахта. Сначала они радостно фотографируются у поверженного памятника, а потом и на фоне виселицы, но заканчивается все безымянной могилой пятерых.

«Обратите внимание — на каждом рисунке плаката у солдат есть фотоаппарат, — говорит Артем. — И это не случайно — у немецких солдат было много фотоаппаратов, они запечатлевали себя и товарищей, отправляли снимки домой. А перед началом войны в Германии было выпущено свыше 7 млн фотокамер, было открыто множество фотоклубов».

Сейчас в Интернете продаются эти старые фотографии немцев — и на Восточном, и на Западном фронтах. А отправной точкой создания Эрмитажной выставки также стали фотографии, сделанные «той стороной».

Вот на витрине неплохо сохранившаяся обложка фотоальбома «12 Bilder aus Russland» — «12 изображений России» — альбом, специально выпущенный к Рождеству 1943 года и предназначавшийся для отправки в Германию семьям солдат и младших офицеров. Тираж его неизвестен, как предполагают в Эрмитаже. Выпуск этого альбома, скорее всего, частная инициатива в какой-то одной немецкой части.

6143392f-73f8-448e-9c4d-e018d02faf93.jpeg

Фото: Галина Артеменко

Двенадцать фотографий пригородов Ленинграда, пейзажей Волхова и Новгорода. Хорошая печать, профессиональные ракурсы. Нет явных ужасов, есть запустение войны, бредущие по высохшему Морскому каналу к разрушенному Большому каскаду и Большому дворцу в Петергофе немецкие солдаты, «Умирающий Новгород» (так и называется фото. — Прим. ред.) с разрушенным памятником Тысячелетию России. И есть единственный вид на Ленинград из разрушенного Урицка (ныне Лигово), картинка носит название «Взгляд на Ленинград».

Открывает подборку изображений иллюстрация — типичная немецкая сентиментальная история «Святой ночи». Три немецких солдата в зимней форме с печальными лицами вглядываются в светящееся сердце, в котором — рождественская елка и женщина с тремя детьми. Ниже надпись: «Те, кого вы всегда носите в своем сердце, полны веры», еще ниже — панорама разрушенного европейского города.

Артем Тумасов рассказал, что такой же набор фотографий есть и в библиотеке ГМЗ «Петергоф», только без обложки и рисунка. Откуда он там — неизвестно. А эрмитажный альбом попал в музей от наследников архитектора, а во время войны старшего лейтенанта, Ивана Мецхваришвили (он попал к нему во время прорыва блокады).

Четыре издания в эрмитажной серии «Хранитель» содержат в себе «Воспоминания о войне» Николая Никулина — профессора, ведущего специалиста Эрмитажа по западноевропейской живописи. Все они представлены на выставке.

d68742a1-5ca9-4a99-9214-5abe5f403cec.jpeg

Фото: Галина Артеменко

Никулин долго не хотел публиковать свои жесткие, предельно откровенные и страшные воспоминания. В том числе о боях под Ленинградом, о пути в Европу, боях за Берлин. Но его уговорил Михаил Пиотровский.

После серии «Хранитель» воспоминания Никулина стали издаваться массовыми тиражами. Но в 2016 году некоторые петербургские писатели были недовольны, что комитет по печати издал большим тиражом книгу Никулина — она не вписывалась в победные рапорты. На этой эрмитажной выставке одна из книг Никулина раскрыта на фоторазвороте — с фотографиями двух молодых людей в военной форме, а потом двух стареющих мужчин. Это Николай Никулин и Хендрик Виерс. Они познакомились уже в 90-х годах минувшего века, а в 1942-м они были противниками, и их разделяло всего около 50 метров нейтральной полосы у деревни Погостье.

277d0ca8-ac4a-42e4-b575-5533d107f23c.jpeg

Фото: Галина Артеменко

Из частного собрания Эрмитаж получил изданный в 1943 году немцами для населения оккупированных территорий «Табель-календарь сельхозработ». Там были указаны значимые праздники для нацистов, а среди русских памятных дат — только даты смерти разных выдающихся людей.

На выставке представлены и рисунки художников Эрмитажа — Александра Никольского, Веры Милютиной, Адриана Каплуна.

(12+)

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Яндекс.Новости


Лента новостей