Эрмитажные будни войны
В Манеже Малого Эрмитажа всего 10 дней — с 6 по 16 мая — открыта выставка «Эрмитаж. Будни войны» (6+), на которой представлены на сей раз не письма, фотографии, рисунки, а только предметы, которые хранят память о войне.
Полуистлевшие остатки противогаза, клещи и багры для тушения зажигалок, старая кружка — многие из этих предметов были найдены или в земле или на обширных чердачных эрмитажных пространствах при прокладке коммуникаций или ремонтных работах.
Но, конечно, есть вещи, представленные на выставке, которые хранились и хранятся здесь больше века. Это прочные деревянные ящики, которые были изготовлены еще для эвакуации эрмитажных сокровищ во времена Первой мировой войны. Уникальное искусство упаковки — это важнейшая часть музейной работы. Скажем только, что когда еще в далеком 1914-м один такой ящик с фарфором упал с подводы, следовавшей на Николаевский вокзал, то все его хрупкое содержимое после падения осталось цело, треснула лишь рюмочная передача.
Ящики эти пригодились и в 1941-м.
У Эрмитажа был еще в конце тридцатых годов разработан план эвакуации, который тогдашний директор Эрмитажа Иосиф Орбели начал воплощать сразу же — 23 июня 1941 года началось формирование первого эшелона с экспонатами.
Сотрудники все перешли на казарменное положения паковали круглые сутки спали по часу-два тут же в залах или в Эрмитажном театре.
Конечно, были заготовлены не только те, старые ящики, помнившие времена Первой мировой. Как рассказала Елена Соломаха, заместитель заведующего Отделом рукописей и документального фонда, у Эрмитажа за несколько лет перед войной существовал сверхсекретный объект — в Сампсониевском соборе готовили все для эвакуации музейных фондов, там были специальные мастерские для создания запасов упаковки. Два эшелона ушло на Восток до 20 июля 1941 года с 1 миллионом 300 тысячами эрмитажных сокровищ. Третий — не успел.
В Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, эрмитажные ящики заняли сначала местную картинную галерею на улице Вайнера, потом пустующий польский костел, потом мрачный Ипатьевский дом — место расстрела императорской семьи. В июле этого года в галерее, где некогда укрывались эвакуированные эрмитажные сокровища, откроется центр «Эрмитаж — Урал», так развивается история, так время расставляет все по местам…
Реэвакуация эрмитажных ценностей произошла в октябре-ноябре 1945 года…
В Эрмитаж из всех увезенных на Восток сокровищ не вернулась лишь картина Ван Дейка «Святой Себастьян» — она исчезла бесследно, ее искали десятилетиями, но так и не нашли.
Выставка «Эрмитаж. Будни войны» развернута в Манеже Малого Эрмитажа, где перед войной размещался Каретный сарай — старинные кареты XIII столетия, переданные сюда из Конюшенного музея. Сохранилось фото — разбитые покалеченные разнесенные в прах раритетные кареты после прямого попадания сюда артиллерийского снаряда в 1941-м.
На выставке представлена схема попаданий в Эрмитаж артиллерийских снарядов и фугасной бомбы. Последний снаряд попал 2 января 1944 года, за 25 дней до снятия блокады, его остов и осколки можно увидеть на выставке.
История военных будней Эрмитажа — это и история его блокадных подвалов, где укрылись свыше двух тысяч человек и где архитектор Никольский при свете коптилки рисовал арки Победы. Это история художников, которые зарисовывали блокадный Эрмитаж для будущих поколений.
Возможно, в одном из зданий Нового фондохранилища в Старой Деревне будет постоянная экспозиция, посвященная военным будням Эрмитажа, по крайней мере, фондов и меморий для нее более чем достаточно.