На унижения инвалида в паспортном столе обратил внимание омбудсмен.
Уполномоченный по правам человека Александр Шишлов обратился в прокуратуру по поводу действий должностных лиц паспортного стола, которые учинили череду препятствий для инвалида, решившего заменить паспорт. Хотя могли их избежать.
Инцидент в отделе УФМС Невского района произошел в конце марта и стал известен благодаря юристу-правозащитнику Никите Сорокину.
У Ярослава Б., которому по исполнении 21 года необходимо было поменять паспорт, заболевание — детский церебральный паралич. Из-за постоянного гипертонуса мышц молодой человек не может управлять ни ногами, ни руками и передвигается в инвалидной коляске. Мама Ярослава обратилась с заявлением в районный УФМС, чтобы сотрудники выехали к ним на дом, как и в предыдущий раз, когда Ярославу исполнилось 14 лет. Им отказали.
Предлогом для отказа послужил довод о том, что услуга выезда сотрудника на дом предоставляется только недееспособным гражданам. А Ярослав дееспособности не лишен. Сотрудники паспортного стола потребовали его личное присутствие и подпись.
В присутствии правозащитника Никиты Сорокина и с помощью волонтеров родители Ярослава привезли его в необорудованное пандусом помещение паспортного стола, а паспортистка без согласования взяла руку мальчика и пыталась силой остановить спастический тетрапарез, чтобы поставить подпись.
Александр Шишлов считает, что помимо нарушений прав человека, должностные лица проявили явное неуважение к самому Ярославу и его матери, заставив из приехать в отдел:
«Проверяя информацию, изложенную в обращении, и видеозапись, сделанную волонтерами, специалисты аппарата Уполномоченного убедились не только в неуважительном отношении к человеку с ограниченными возможностями здоровья в негуманности, но и в неправомерности действий должностных лиц районного отдела Управления по вопросам миграции», — заявил он.
Никита Сорокин выражает благодарность Александру Шишлову и работникам аппарата уполномоченного по правам человека, и обращает внимание на то, что ни одна организация кроме них не заинтересовалась проблемой Ярослава и его мамы:
«К сожалению, специализированный комитет по социальной политике и подведомственная организация ГИМЦ „Доступная среда“ проявили полное безразличие к данному вопросу. Следует поставить вопрос о целесообразности организации ГИМЦ „Доступная среда“ в том качестве, в котором сейчас эта организация существует. Нынешнее руководство ГИМЦ занимается тем же, что и предыдущее — коллекционирует благодарности».
Сразу после инцидента Никита Сорокин отправил заявление по данному случаю в прокуратуру Петербурга с просьбой проверить на доступную среду все отделы УФМС в городе. Ответ так и не пришел.
Аппарат уполномоченного по правам человека перечислил статьи и нормативные акты, которые были нарушены сотрудниками УФМС:
— Требование предоставить справку о недееспособности для выезда сотрудника на дом противоречит Административному регламенту МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ. В соответствии с пунктом 104 регламента, если гражданин не может подать заявление самостоятельно, осуществляется выход сотрудника, ответственного за прием и регистрацию документов, по месту жительства, пребывания либо фактического проживания.
— В пункте 212 регламента описаны действия должностного лица в том случае, «если заявитель не имеет возможности в силу физического недостатка самостоятельно проставить свою подпись в заявлении о выдаче или замене паспорта». Сотрудник в соответствующих местах ставит прочерк и делает запись: «Не имеет возможности в силу физического недостатка поставить подпись». Ни о каких экспериментах с удерживанием руки, чтобы гражданин с двигательными нарушениями, попытался расписаться лично, в регламенте, естественно, не сказано.
— Неприспособленность паспортного стола для беспрепятственного доступа людей, передвигающихся на колясках, нарушает требование пункта 2.2 Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи.
— Должностными лицами отдела не были выполнены требования пункта 8 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.