Истории

Расскажи, а мы посмеемся…

Как мемы помогают преподавателям учить школьников и студентов.

Лучший способ подружиться с аудиторией — заговорить на ее языке. Одним из диалектов молодежи сейчас являются мемы, смешные картинки из Интернета. Использование таких картинок подхватывают молодые педагоги при обучении школьников и студентов. Но как не заиграться с аудиторией? Разве в классе не место шуткам? Может ли смешная картинка заменить пример из учебника? На все эти вопросы ответили преподаватель русского языка и лингвистики СПбГУ Александр Александрович Малышев и учитель истории гимназии № 66 Игорь Дмитриевич Гайворонский.

Александр Малышев, доцент, кандидат филологических наук:

«Вопрос не в том, как мы шутим, а в том, как мы это интерпретируем»

Использование мемов показывает, что русский язык функционирует не как набор скучных правил, а как живой организм. Есть нормативные правила и предписания, а есть живая стихия, не поддающаяся норме и выходящая за рамки. Если раньше с языком играли писатели и поэты, то сейчас все это происходит в Интернете.

Мемы помогают разрядить плотный информационный поток лекции. Ведь такая картинка — это всегда весело и забавно. Например, шаблон с котами и фразой «Наташ, мы все уронили» универсален. Этих котов можно подобрать под любую ситуацию. Точно так же мем с отцом и Карлом. Он существует давно, но на него реагирует как старшее поколение, так и студенты.

cb626e25e2e9b303964381ab97f9fbc8.jpg

Кроме того, мемы помогают вовлечь аудиторию в осмысление материала. Когда обе стороны сидят и методично разбирают что-нибудь по учебному пособию, то это тоска смертная. А такое совместное разгадывание интеллектуальных загадок упрощает задачу и лектору, и студентам.

7v8e10 (1).jpg

С другой стороны, главное, чтобы студенты не думали, что процесс образования — это всегда так весело и задорно. Есть очень серьезные вопросы, в которых юмор неуместен.

«Учебный процесс — это чередование экспрессии и стандарта»

Культура преподавания изменилась. Сейчас можно подключать все больше интернет-ресурсов, в том числе и мемы. Да, раньше преподавали по-другому. Доска использовалась не для того, чтобы проецировать на нее презентации, а для того, чтобы написать на ней что-нибудь правильное. Шутили в кулуарах, в перерывах, после пары. Юмор присутствовал на занятиях, но в другой форме — более вербальной, нежели сейчас.

Конечно, всегда есть возможность не использовать юмор вовсе. Это проще всего. Шутить можно о разном и по-разному, нет универсального рецепта. Единственный способ никого не обидеть — это не шутить вовсе. Любой текст письменный или устный всегда потенциально конфликтогенен. Тогда нужно молчать, но ведь даже молчание иногда может оказаться оскорбительным.

Без названия (1).jpg

Осенью 2019 года студенты петербургского колледжа нарисовали комикс про смерть Вещего Олега. После того, как картинка попала в интернет "Кусь за Русь" - стало мемом.

«Все шпаргалки у нас в голове, главное, в определенный момент вспомнить нужную»

Мем — это визуальный способ запоминания информации. Студент может вспомнить нужную картинку и правильно написать ответ. Поэтому я понемногу внедряю их в лекции. Мем запоминается лучше, чем клишированный пример из учебника. Например, использование инфинитива для стилизации художественной речи я объяснил с помощью мема с Валуевым. Картинка старая, еще времен Олимпиады 2014 года. Многие студенты не знали этого мема, но иллюстрация получилась удачной.

мем валуев-1.jpg

Сейчас юмор ужимается, он как будто проходит через компрессор. Может быть, маятник качнется в другую сторону, и мы вернемся к текстам большего объема. Это необходимо, ведь с короткими форматами утрачивается способность к размышлению. Конечно, о многом лучше не думать — так проще жить. Но когда наступает момент задуматься, оказывается, что этот навык не выработался.

Надеюсь, что анекдоты вернутся. Михаил Задорнов, Александр Иванов, Псой Короленко с его песнями… С другой стороны, мы начинаем свой путь с простого: с детских сказок, басен, рассказов, и только потом идем на усложнение. Так и с мемами. Кто-то останется с ними и не выйдет за их пределы, а кто-то придет к анекдотам. К большому тексту и более сложной интерпретации.

Игорь Дмитриевич Гайворонский, учитель истории:

«Смешная картинка становится неким вознаграждением за хорошую работу»

Смешные картинки стоит использовать, потому что молодежь ими увлечена с начальных классов и вплоть до окончания школы. Школьник огромную часть знаний о мире черпает в Интернете, и визуальные образы также участвуют в этом. Сила мема в том, что он передает целую палитру идей с помощью одного или двух изображений. Работает метод зрительных ассоциаций. Главное, помещать мем в нужный контекст.

Конечно, мемы в определенном количестве использовать можно и даже нужно, но с теми условиями, что они приличные. Кроме того, важна дозированность. Если весь урок будет состоять из смешных картинок, дети начнут расхолаживаться, неподобающе себя вести. Поэтому нужно вводить их аккуратно. Сам по себе мем, если школьник не знает базового исторического материала, никак не поможет в обучении.

Я за то, чтобы материал был прочитан несколько раз: в параграфе, в дополнительных источниках, в таблицах или схемах. За счет нескольких уровней повторения идет запоминание. Конечно, можно запоминать материал, читая тематические паблики с мемами. Но в долговременную память это не отложится без подкрепления историческими знаниями.

«Анекдоты про Хрущева и Брежнева — предтечи исторических мемов»

В середине 11-го класса мы проходим перестройку. Я уже знаю, что должен буду вбросить ребятам мем с Таносом и фразой «Какой ценой? Ценой всего». А вместо головы Таноса — голова Горбачева. То есть, что он добился нового мышления и гласности, по сути, ценой всего. Это как раз пример закрепления материала, а не его объяснения. Потому что если ты не знаешь, что было во внешней и внутренней политике в период перестройки, то не сможешь это объяснить одной смешной картинкой.

Мем Горбачев Танос-1.jpg

Шутки уместны только там, где нет человеческих жертв. Никогда не использовал мемы, связанные с Великой Отечественной войной. Дух этой эпохи он не о мемах, а о страдании целой страны. Период репрессий тоже не должен подаваться через шутки. Мем «миллиард расстрелянных лично Сталиным» выглядит как издевка, такие примеры для иллюстрирования материала использовать не стоит.

Конечно, есть правители, над которыми насмехались и при их жизни, например, как Брежнев или Хрущев. Там юмор уместен. Если бы в СССР был Интернет и социальные сети, мем с Хрущевым и кукурузой точно стал бы трендом номер один.

мем с хрущевым и кукурузой.jpeg

«Мемы всегда будут некой оппозиционной стороной»

При нынешней системе образования культура мемов всегда будет контркультурой, ведь она ставит под сомнение официозную систему воспитания. Советская инерция строгости в хорошем смысле пока сохраняется. Но то, что использование забавных картинок молодым поколением педагогов будет общепринятой практикой — правда.

С одной стороны, все идет на упрощение. В будущем нас ждет, наверное, нечто тиктоковское: короткие видео под музыку. Этот стиль уже перешел на «Ютуб» и в клипы в «ВКонтакте», может быть, он вытеснит мемы. А с другой стороны, среди молодежи популярна и постирония, и метаирония. Это сложные явления в юморе, которые проникают в интернет-шутки. Нельзя предсказать, какая тенденция победит.

s-6f210f47cfb087515c02e7528f4a44a766e4529c-webp-635×926-.png

share
print