Истории

Для первоклассников с аутизмом в Петербурге откроются еще 7 ресурсных классов

Ситуация с обучением особых детей в обычных школах сдвинулась с мертвой точки.

В преддверии Всемирного дня информирования о проблемах аутизма (РАС), который отмечается 2 апреля, родители детей с расстройствами аутического спектра, наконец, дождались хороших новостей. В комитете по образованию сообщили, что со следующего учебного года (с 1 сентября 2021 года) в городе планируется открыть семь новых ресурсных классов в общеобразовательных школах. Там вместе с обычными детьми смогут учиться первоклашки с РАС.

Полтора месяца обещаний

В феврале, то есть чуть больше, чем за месяц до кампании по зачислению детей в первые классы, родители детей с РАС заявили, что им отказывают в праве на инклюзивное образование. Районные школы просто не хотели (или не могли под разными предлогами) открывать так называемые ресурсные классы. На тот момент — в феврале — около 30 семей получили отказы в восьми районах на просьбу открыть ресурсные классы, несмотря на то, что первые заявления инициативных родительских групп были поданы в ноябре 2020 года.

Родители создали петицию, в которой требовали решить эту проблему. Петицию подписали более 50 тысяч человек. Она была направлена губернатору Александру Беглову, вице-губернатору Ирине Потехиной и детскому омбудсмену Анне Митяниной.

И ситуация начала меняться. Детский омбудсмен через соцсети пообещала, что все вопросы будут решены, а также сообщила о том, что обязательно встретится с родительским сообществом: «…мы пришли к решению о необходимости проведения в кратчайшие сроки совещания с представителями родительской общественности, Комитета по образованию и системы здравоохранения».

Обещанная встреча, правда, так и не состоялась. Зато Анна Митянина посетила одну из школ, где открыт образцовый ресурсный класс и вновь пообещала, что к 1 сентября вопрос со всеми семьями будет решен.

В конце марта в информагентстве ТАСС состоялась пресс-конференция по проблеме ресурсных классов. Родители будущих первоклашек с РАС, к сожалению, о ней узнали слишком поздно и не смогли задать участникам встречи свои вопросы.

И все же Анна Митянина сообщила, что в адрес аппарата Уполномоченного поступает очень много вопросов именно по созданию для детей с такими диагнозами нормальных условий в школе для получения образования, упомянула о петиции. Она подчеркнула, что ни один ребенок этой категории не должен остаться без внимания, а обеспокоенность родителей первоклашек в этом году должна быть снята.

— Если хоть какая-то возможность существует, чтоб ребенок погружался в образовательную среду, был адаптирован — я это приветствую. Тема на моем личном контроле. Буду наблюдать за развитием ситуации, — заявила Митянина.

Хорошие новости

А к 1 апреля, когда наступает срок подачи заявлений в первые классы семьям, в которых есть будущие первоклассники с РАС, в Комитете по образованию сообщили, что со следующего учебного года планируется открыть сразу семь ресурсных классов в общеобразовательных учреждениях. Они появятся в школах Калининского, Красносельского, Московского, Петродворцового, Приморского и Центрального районов Петербурга. В Пушкинском районе ресурсный класс также будет открыт в случае обращения родителей детей с РАС. В остальных одиннадцати районах подобные классы уже открыты в 15 школах.

По поводу Выборгского района, где ресурсный класс ждут три семьи, в комитете сообщили, что он откроется, в школе, которую введут в строй к 2023-му году. Куда определят первоклассников до этого времени, пока неизвестно, возможно в 110-ю школу, где ресурсный класс уже существует.

«Ни одно заявление родителей детей с РАС об открытии ресурсного класса не было оставлено без внимания. Все эти семьи получат соответствующую помощь специалистов, — отвечает пресс-служба Комитета по образованию администрации Петербурга на запрос редакции. — Само понятие „инклюзивное образование“ предусматривает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в том числе для обучающихся с РАС. При этом специальные условия для получения образования обучающимися с РАС должны быть созданы вне зависимости от формы организации их образования».

Кроме Выборгского района, не совсем понятна ситуация с ресурсным классом в Приморском районе. Родители девяти детей не нашли учебное заведение, где ждали открытие класса — школу № 575 — на сайте «Госуслуги», поэтому написать заявление на зачисление в первый класс не смогли. После запроса в пресс-службу администрации Приморского района выяснилось, что школа еще достраивается. Ее открытие ожидается в сентябре. «575-я школа строится в ЖК Шуваловский, на ул. Лидии Зверевой, — сообщила пресс-секретарь районной администрации Наталья Ткаченко. — Подать заявление можно будет после включения школы в реестр, скорее всего, в конце весны».

В любом случае ситуация сдвинулась с мертвой точки. Тем не менее проблем пока много и родители детей с РАС очень надеются, что к 1 сентября они будут решены.

— К сожалению, так как встречи с Уполномоченным по правам детей мы так и не дождались, мы оставили вопросы к администрации под видео с пресс-конференцией в ТАСС, — рассказывает Наталья Денисова, мама ребенка с РАС. — Ответов пока тоже так и не получили.

«Мы создаем условия для всех»

Во время пресс-конференции в ТАСС детский психиатр Владимир Пашковский заявил, что в России в 2019-м году диагностировано более 36600 человек с аутизмом:

— В пересчете на 100000 это 25 человек. При этом по статистике ВОЗ каждый 136 ребенок болен аутизмом. Везде разная статистика. В США, например, считается, что каждый 54-й, а если брать Российскую Федерацию — каждый 900-й. Если взять статистику города — то она ведется с 2014 года. В 2014 — было 300 детей с РАС, в 20215 — 337, в 2018 — 421, сейчас — почти 600, — рассказал Пашковский.

При этом он заявил, что не видит большой трагедии в происходящем:

— Для нас детских психиатров все дети важны. Нас настораживает, что перестали говорить о детях с синдромом Дауна, с эпилепсией, с другой умственной отсталостью, а получается, как вроде как аутизм и других проблем нет. Не обязательно вводить специальных людей по аутизму.

Комментируя реплики Владимира Пашковского о том, что все дети важны, Наталья Денисова отмечает:

«Дети с РАС считаются самой сложной категорией обучающихся. И если дети с саутизмом могут обучаться в рамках этой образовательной модели, то ребенок с умственной отсталостью на 150% сможет там же обучаться, потому что условия созданы для самой сложной категории детей. И когда психиатр Пашковский говорит, что, говоря о детях с РАС мы забываем о других, это не так. Потому что, когда мы создаем условия для людей с аутизмом, мы создаем условия для всех».

С 1 сентября 2021 года планируется открыть еще 7 ресурсных классов Классы откроются на базе следующих образовательных учреждений:

ГБОУ CОШ № 186 Калининского района (дополнительно к имеющемуся)

ГБОУ Центр образования № 167 Красносельского района (дополнительно

к имеющимся двум «ресурсным классам»)

ГБОУ СОШ № 355 Московского района

ГБОУ СОШ № 430 Петродворцового района

ГБОУ СОШ № 575 Приморского района

ГБОУ СОШ № 294 Центрального района (дополнительно к имеющемуся «ресурсному классу»)

ГБОУ школа-интернат № 68 Пушкинского района (при необходимости)

share
print