Город

«Человек из сферы обслуживания — тоже человек!»


версия для печати
Как подростки подрабатывают в кафе, магазинах и странных компаниях. Почему им приходится врать, унижаться и вкалывать по 12 часов. И чему это учит.
«Человек из сферы обслуживания — тоже человек!»

Когда тебя 16 и нужны деньги, легальный и самый простой способ их получить — устроиться на несложную работу — в кафе, промоутером, некоторые компании берут и продавцов без среднего образования. И мы видим таких мальчиков и девочек почти ежедневно: иногда они навязчиво предлагают помочь вам в магазине, иногда еле двигаются, неся кофе или пробивая чек. Но для нас покупка — это просто момент дня, который мы забудем завтра, а для них это ежедневная работа. И у них есть свой взгляд на вещи, о которых мы иногда даже не задумываемся.

Алеся. 17 лет. Работала в летнем кафе.

«Меня предупреждали, что, скорее всего, будут платить мало и надо будет много работать, но пришлось вкалывать ещё больше и за меньшие деньги.

Работа у меня была многофункциональной: я была и уборщицей, и поваром, и бариста. Очень сложно было запоминать все заказы, потому что в меню у нас было много разного кофе, и просили сразу эспрессо, капучино, моккачино и далее по списку. А ведь везде разные пропорции кофе, воды, молока. В блинах тоже надо было наизусть по граммам знать, сколько и чего класть. А если ты где-то перебрал, положил больше, чем по рецепту, то, конечно, очень ругали. Но потом глазомер настроился.

алеся бурко кафе.png

Вокруг меня было достаточно много взрослых людей, старше 25 лет, и в основном все они были без образования. Мало о чём с ними можно было поговорить, люди это были недалёкие: работа, семья, пиво вечерком у телевизора. Я была там младшая, на меня все всё сваливали, и я перешла на другую точку. Там у нас был женский коллектив моего возраста, и мы все постоянно шушукались, но тоже о глупостях.

Вообще у нас нельзя до 16 лет работать больше семи часов в день. Мне сразу сказали — будешь работать восемь, но в итоге я работала десять часов, хотя это не законно. Когда меня после ссоры перевели на другую точку, я стала работать по 12 часов в день. Мы перерабатывали по пять часов, я постоянно обращалась к начальству, но они просто разводили руками.

Можете спросить у любой официантки — у них почти у всех очень сильно натираются ноги (поэтому они всегда, пока не видно, стараются ходить в шлёпанцах).

Пятки у меня стёрлись полностью, я летом не видела свою семью, я просто спала и работала.

И я уволилась.

Но я бы вновь отправилась на эту работу, потому что нигде такого накала страстей, как в сфере обслуживания, ты не увидишь. Конечно, это опыт травматический, но как говорится, что нас не убивает, делает сильнее".

Полина. 18 лет. Полтора года работает в «Макдональдсе».

«С моими родителями у меня очень плохие отношения, и у меня просто не было средств к существованию, поэтому я устроилась в «Макдональдс». Я не могу сказать, что абсолютно себя обеспечиваю, в моём возрасте это, наверное, невозможно, но я уже миллионы лет не просила денег.

полина луцай макдональдс.png

По началу на работе было очень сложно быстро и точно реагировать на все происходящее вокруг. А ведь именно за этим всегда и идут в «Макдональдс» — за быстрым обслуживанием. У новичков всегда голова кипит от наплывов посетителей, от количества часов работы и заказов. К тому же была такая странная вещь, менеджеры у нас очень предвзято-негативно относились к новому персоналу. Они часто крыли меня матом за какие-то мелочи, и был момент, когда я выдавала заказ с улыбкой, говорила: «Приятного аппетита», а у меня текли слёзы.

Ещё нас учат предлагать больше дополнительных позиций: напиток, десерт, и пробивать большие картошки и стаканчики, если клиент не уточняет, какие ему. Но почти никто этим не занимается, потому что с претензиями приходят тоже к нам. Зато, если человек заказывал по отдельности всё то, что есть в «Маккомбо», то я ему пробивала дешевле, как набор, потому что комбо всегда выгоднее.

Обедаем мы сэндвичем, маленькой картошкой и напитком. После закрытия ты можешь намекнуть менеджеру, что ты хотел бы забрать с собой то, что осталось и что по итогу всё равно выкинут. Не больше, с кухни что-то съесть просто невозможно.

Конечно, поесть «Макдональдс» приходят люди голодные, уставшие, иногда после работы, а то и с причудами. И мы обязаны обслужить всех. К нам недавно пришёл пьяный мужик и заявил мне: «Девушка, я хочу рожков». Я спрашиваю: «Сколько?», он отвечает: «Двадцать пять». И мы всем прилавком делали ему эти рожки, чтобы он потом ходил по залу и раздавал их посетителям. Через час, почти ночью, этот мужчина пришёл снова и начал кричать, что ему срочно нужен сэндвич. Я ему пробила чизбургер, и он больше не появлялся.

Если начинаются драки в зале, мы вызываем охрану, но она зачастую приезжает только через несколько часов. Есть ещё люди, которые любят засыпать за столом. Что делать в таких случаях, я не знаю. Но это происходит регулярно.

Самое классное — я научилась работать в команде. Мне ещё на собеседовании сказали, что коллектив молодёжный и я быстро вольюсь, это и произошло. Любой заказ — это команда, даже для того, чтобы заказать картошку фри, нужно четыре человека. «Макдональдс» — это огромный механизм. Если бы один доставщик не вовремя привёз продукты, вся работа бы встала. Со временем дружишь с менеджерами, тусуешься с ними после смены, директор, правда, не очень, но каждые два года он меняется и это обязательное условие.

Я счастлива, что с третьего раза смогла устроиться на эту работу, это отличная школа выживания и жизни".

Антон. 18 лет. Работал промоутером чая.

«Так как мне было уже 16 лет, не хотелось у мамки сидеть на шее, хотелось свою копеечку какую-то. Пришёл я к начальнику (в компании, которая набирала промоутеров для рекламы чая. — Прим. ред.), он сказал: «Приведешь одного человека, 20 рублей платим, приведёшь 50 — и вообще много получается». Я обрадовался, приехал на Лиговский.

андрей чай.png

Были, конечно, предостережения… Да и не хотелось мне вообще работать, подходить к случайным людям, говорить им вообще что-то. Первые дни работы были стрёмные, мне назначили какого-то парня, и он показал мне как подходить, чтобы завлечь людей. Я первое время вкалывал как больной, за двенадцать часов 500 рублей зарабатывал.

Это было, конечно, сложновато, но это ведь развивает тебя как личность, тебе становится легче общаться с незнакомыми людьми, но по факту… Ты ведь просто приводишь людей в контору, которая сама по себе не особо честная, так скажем. Они же просто втирают тебе, что это какой-то элитный чай дорогущий, а на самом деле дешевый чай с AliExpress. Каждый день я стоял на улице, хотел есть-пить, хотел в туалет, ноги очень сильно избивались. Но если привёл пару людей, можно было расслабиться, пойти шаверму себе заказать.

Самое классное… Ну просто то, что я работал: отвлёкся от компьютера, какой-то рутины, попал в новую обстановку. Я не знаю, зачем я вообще это делал. Я от своих 500 рублей ничего и не оставлял, пойду в «Этажи» и на 300 себе еды куплю и ещё ерунду какую-нибудь.

Иногда 1200 зарабатывал, но это тяжело, и я обманывал систему. Там, когда кого-то приводишь, ты должен это отметить, я себе вместо одного человека, два прописывал.

Как-то раз подошёл я к компании, и говорю: «Ребят, попейте чаю!» Они мне отвечают, мол надоел твой чай, уже пили, свали, достали со своим чаем. А я им: «Давайте я вам каждому даю по сигарете, вы идёте пьёте чай, мне вас отмечают, и всё будет просто класс». И по итогу пять человек привёл.

Каких-то действительно страшных моментов не было, только когда подходишь к людям, и они тебя матом посылают, но это дело естественное.

Иногда люди были мерзкие, иногда я до ужаса был мерзкий. Они меня слали, я их слал. Я прекрасно понимаю, всех ведь реально достали эти торговцы чаем.

Ведь те, кто к гуляющим подходят, тоже хамло, в основном, могут очень жёстко докапываться.

Со временем просто стало скучно и уже не очень получалось, очень надоело. Лучше не стало бы, только если бы тебя повысили, и ты сидел бы на диванчиках, продавал этот чай. Хотя это тоже та ещё морока.

И я сейчас понимаю, я вёл себя просто ужасно, но это такая работа, любыми путями народ завлечь надо. Я, в принципе, не жалею, свою копеечку заработал".

Маша. 19 лет. Работала продавцом в «Санлайте».

«Перед тем, как устроиться на работу, я всегда читаю отзывы. Это очень важно, только стоит читать сразу несколько сайтов, потому что, как я поняла, на многих сайтах отзывы просто покупают. К сожалению, правдивыми обычно оказываются более негативные мнения. Сначала я думала, что негативщики — это просто какие-то хейтеры, но потом я поняла, что большая часть отрицательного реально есть. И никогда не ведитесь на цифры, которые говорят на собеседовании. Смело отнимайте от предполагаемой суммы 30 процентов, а то и все 40. Нам, например, обещали зарплату от 50 тысяч, а мы получали только 26.

маша бондаренко санлайт.png

У нас ещё очень часто меняли цены, это очень тяжело, когда ты работаешь с клиентом. Он вчера увидел кольцо с бриллиантом за 35 тысяч, пришёл, обратился ко мне, я открываю приложение, а оно стоит уже 45. И клиент мог требовать изначальную сумму, а руководство нас не предупреждало, а за неверные ценники ответственность несут сотрудники.

Я изворачивалась разными способами: осторожно отклеивала ценник, придумывала про граммовку изделия. А руководство абсолютно спокойно относилось к таким «объяснениям», потому что у них всё время такие проблемы.

А потом, когда ты хочешь уволиться, они начинают давить на тебя: «А ты не передумала, нет?», «теряли» у девочек увольнительные, заверяли в повышении.

Ещё я столкнулась с такой странной ситуацией — у нас как-то раз на неделю отключили батареи, но нам нужно было в любом случае приходить в форме — в платье и капроновых колготках. А это было в декабре. У нас очень многие работники слегли тогда.

Для человека, который происходит за услугой, персонал — это массовка. А ещё «клиент всегда прав», а когда ты в ответ проявляешь человеческие эмоции, можешь попрощаться со своей фирмой. Избежать хамства невозможно. Просто не работать с людьми. Но человека из сферы услуг всегда можно определить — он элементарно вежлив и хочет поддержать. Может, помогли бы какие-то социальные лозунги? «Человек из сферы обслуживания — тоже человек!» Никогда я таких не видела…"

Рисунки Полины Трушковой.

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости


Лента новостей