Истории

«Сундук с историей» занял целый зал Эрмитажа

В Синей спальне Зимнего дворца до конца сентября можно увидеть выставку «Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III».

Сундуку-трансформеру, который одновременно превращался в походную кровать и туалетный столик с умывальником, сундук-несессер, из недр которого можно было извлечь все, что необходимо для работы, отдыха, похода, уже более 150 лет. В Эрмитаж он попал после революции из Придворного Конюшенного музея. Так полно история создания и бытования сундука, а также его уникальных предметов представлена на выставке впервые: весь зал занят только сундуком и тем, что извлечено из его недр.

сундук.jpg

Фото Галины Артеменко / MR7

Эмигрант-изобретатель

Но я впервые увидела этот сундук больше десяти лет назад в Деревянном дворце Петра I в Стрельне. Сундук там, будучи эрмитажным, находился на временном хранении, фигурировал в экспозиции, посвященной путешествиям. Всего богатства его предметов не демонстрировалось, про изобретателя никто толком ничего сказать не мог. Некто Костович, поляк, наверное.

После того, как сундук уехал из Деревянного дворца в Эрмитаж, он прошел серьезную реставрацию, а научный сотрудник отдела истории западноевропейского прикладного искусства Людмила Шатилова погрузилась в архивные изыскания, чтобы побольше узнать об авторе «императорского трансформера».

В Эрмитаже документов об Огнеславе Костовиче не было, не считая описи 1882 года, где говорилось, что дар Костовича — «сундук польской палатки». Однако в Военно-морском архиве и в Российском государственном историческом архиве Людмила Шатилова обнаружила документы, позволившие узнать подробности невероятной судьбы талантливого изобретателя. Серб Огнеслав Стефанович Костович во время Русско-турецкой войны 1877−1878 годов помогал русской армии: на свои деньги купил два парохода для переправы российских войск через Дунай и должен был перегнать суда до порта Галац. Но пароходы неприятель потопил, сам Огнеслав во время боевых действий потерял не только левый глаз, но и документы — австро-венгерский паспорт и капитанский патент. Так раненый серб без документов вынужден был бежать в Россию. Тут он как-то устроился, продолжал изобретать всякие вещи военного и технического назначения — дирижабль, гидроплан, подводную лодку, подводное освещение, двигатель внутреннего сгорания, фанеру — у него даже фабрика небольшая была на территории нынешнего Веселого Поселка. Но изобретателю вечно не хватало главного — денег. И еще у него до конца жизни так и не было гражданства России, прожил всю жизнь эмигрантом без гражданства, хотя обивал пороги учреждений и писал прошения. Из его блестящих идей сундук-трансформер оказался единственной, воплотившейся полностью от и до и сохранившейся в материальном воплощении до наших дней. В блокаду сундук не уезжал в эвакуацию с другими эрмитажными сокровищами, оставался в городе.

стулья.jpg

Складные стулья. Фото Галины Артеменко / MR7

Собрание модных новинок и аромат «Букета императрицы»

В сложенном виде и со всеми 233 предметами внутри сундук весит 200 килограммов. Каждый предмет имеет свое и только свое место, иначе все в уникальный трансформер просто не поместится: одежда, постельное белье, туалетный столик со всеми принадлежностями, письменный стол с чернильницей, два стула, посуда, плита с конфорками, топливом и запасным фитилем, аптечка со множеством гомеопатических снадобий, емкости для спиртного и флаконы для парфюмерии, до сих пор благоухающие «Букетом императрицы» — в советском воплощении этот аромат назовут «Красная Москва». Костович в своем изобретении собрал все новинки того времени — эмалированную и оцинкованную посуду, гуттаперчу и т. д., а складные стулья очень напоминают современные икеевские.

флаконы  для духов (1).jpg

Флаконы для духов. Фото Галины Артеменко / MR7

Костович работал над сундуком-трансформером примерно полгода, воплощали его творение в жизнь в Будапеште, во время реставрации сундука под обшивкой нашли автографы мастеров — Адольфа Рузичева и Карла Папека, а на откидной доске — автограф по-французски самого «капитана Костовича».

емкости для спиртных напитков.jpg

Бутылочки для спиртного. Фото Галины Артеменко / MR7

«Нечего делать. Можно принять»

Хотя изобретение Костовича поражало многих и ему предлагали за сундук немалые деньги, но он никому его не продал. Капитан создавал свой «военно-походный чемодан», как он его называл, специально для наследника российского престола — будущего императора Александра III. Наследник отнесся к дару без энтузиазма, его резолюция гласила: «Нечего делать. Можно будет принять этот чемодан и благодарить его от меня. А.». Благодарностью стали 200 рублей (для сравнения — жалованье среднего чиновника могло составлять в эти годы 30−50 рублей в месяц). Сундук сначала отправили в Александровский дворец, затем Александр забрал его с собой в Аничков, а позже походный трансформе передали на хранение в Придворно-конюшенный музей.

эмалированная посуда стальные приборы.jpg

Эмалированная походная тарелка и стальные приборы. Фото Галины Артеменко / MR7

Огнеслав Костович до конца дней прожил в Петербурге, встретил там свою позднюю любовь, у пары родились две дочери. Следы потомков Костовича теряются — одна из дочерей уехала в Сербию, другая — в США. Сам же чудесный изобретатель умер в 1916 году, где его могила — неизвестно. Про смерть Огнеслава Костовича было дано краткое объявление на последней полосе одной из петроградских газет.

share
print