Истории

Как Петербург стал героем кино о войне в Сирии и вербовке девушек в ИГИЛ*

В Российский прокат вышел фильм «Пальмира»

С 11 марта в российском кинопрокате фильм «Пальмира». Создатели называют его притчей о войне и радикализме. В основе сюжета реальная история дагестанца, который был вынужден уехать в Сирию, чтобы вернуть домой дочь, примкнувшую к террористическому движению.

В реальности мужчина был учителем физкультуры. В фильме он стал врачом, когда-то учившимся в Военно-медицинской академии в Ленинграде. Это первый отсыл к Петербургу. По фильму сюда же приезжает учиться и его дочь, но в городе ее вербуют в ИГИЛ*.

Часть съемок также проходила в Петербурге. И горожане легко узнают местные локации, хотя в фильме и нет указаний, на то, что это именно Питер и основные события разворачиваются далеко от нашего города.

На презентации ленты на «Ленфильме» о Петербурге вспоминали еще несколько раз. Продюсер картины Андрей Сигле, например, напомнил, что петербургские специалисты работали в разрушенной боевиками Пальмире, фиксируя утраты и помогая восстанавливать исторические объекты.

— Почему фильм назван «Пальмира»? Потому что он об уничтожении человечности в людях, — объяснял Сигле на премьера в Петербурге, — Для меня Пальмира — это культурная святыня, которая пала под натиском варварства, невежества, фанатизма. Об этом наша картина, о том, что рушатся судьбы, города, рвутся связи, когда появляется нежелание понять друг друга, услышать… А желание отгородиться, сказать, что мы самые-самые, передовые, а остальные не достойны наших измышлений и наших идей — этот ложный патриотизм, который нас разъединяет со всем миром, он приведет к такому же (как в Сирии. — Прим. ред.) несчастью у нас. Убежден, что надо что-то делать с нами, с нашей страной и молодежью, потому что мы находимся на пути доморощенного ИГИЛа*.

Режиссером фильма стал Иван Болотников. Его предыдущей лентой был «Хармс», большая часть действий в котором происходила в Петербурге-Ленинграде «Пальмиру» Болотников снимал в основном в Дагестане, а также на курдский территориях Сирии. Консультантами фильма были в том числе исламоведы ВШЭ Алексей Муравьев и Андрей Чупрыгин, а также убитый в 2018 году журналист Орхан Джемаль.

Иван Болотников отмечает, что сценарий фильма он с Андреем Сигле изначально пытались придумать сами, но всякий раз заходили в тупик, упираясь в детали. Решить проблему помог Константин Лопушанский, больше известный зрителю как режиссер, хотя к большинству своих лент он сам писал сценарии. Лопушанский предложил свою версию истории про завербованную террористами девушку и именно этот вариант лег в основу «Пальмиры». Однако режиссер признается, что ощутимо подрезал диалоги героев и несколько изменил финал.

— Сама идея в то же время не совсем оригинальная, была известная история Варвары Карауловой, а когда мы были в Дагестане, нам рассказывали, что подобный сюжет там коснулся многих, много девушек и парней уходили и, видимо, еще продолжают уходить в ИГИЛ*, — отметил Иван Болотников.

Главную роль в новом фильме — дагестанца-вдовца, уезжающего за своей дочерью в Сирию — сыграл как ни странно венгр Геза Морчани. Изначально планировалось, что роль исполнит турецкий артист, но в итоге режиссер изменил свое решение. При этом Морчани даже не совсем актер. В Венгрии он известный драматург. А его актерский дебют произошел в фильме «О теле и душе» Ильдико Эньеди, вышедшем в 2017 году.

Для Екатерины Крамаренко — выпускнице Санкт-Петербургской академии театрального искусства — роль сбежавшей в ИГИЛ* девушки тоже можно считать дебютом в кино. Актриса играет в труппе Нового императорского театра, а в кино появлялась в небольших ролях дважды — в отечественных сериалах.

На премьерных показах зрители высказывали авторам «Пальмиры» немало замечаний по фактическим неточностям, незаконченным или пропущенным сюжетным линиям, упрекнули в антиэстетизме и даже в пропаганде терроризма. Но создатели новой военной притчи уверены, что у фильма есть прокатное будущее.

* запрещенная в РФ террористическая организация

share
print