Город

Не сыпь мне соль на лужи


версия для печати
Почему сколько техники ни закупай и реагентов ни сыпь, чище в Петербурге не становится?
Не сыпь мне соль на лужи Фото: MR7

В начале нынешней зимы чиновники, как обычно, отрапортовали, что к снегопадам готовы: есть техника, есть люди, отлажена логистика. И до февраля все, действительно, было гладко. А потом начались снегопады. И Петербург, несмотря на все обещания властей, стал буквально непролазным. Хотя, строго говоря, суперснежной эту зиму назвать все же нельзя.

«Сухая засолка» улиц

Снег в Петербурге имеет особый статус — он «работает» как проверка властей на профпригодность. Георгию Полтавченко везло — во время его губернаторства природа дарила городу весьма умеренные зимы. А вот у Александра Беглова уже вторая зима со снегом. До февраля у дорожных служб, подведомственных Смольному, хорошо получалось чистить городские улицы, то есть с ноября по январь усердно посыпать солью асфальт и несчастные газоны.

Это вызывало искреннее недоумение петербуржцев, которые делились в соцсетях фотографиями засоленных дорог, задаваясь вопросом: как такое количество реагентов влияет на здоровье людей и что же будет, если начнутся настоящие снегопады?

соль 2.jpg

Фото: Группа "Петроградская диаспора"

Горожане вспомнили, что до зимы 2019−2020 года соль в Петербурге использовалась умеренно: противником «засолки» был тогдашний глава Комитета по благоустройству Владимир Рублевский. Но затем он ушел. И соль стали использовать активнее. Сегодня ясности, зачем и сколько реагента разбрасывают на дороги (тем более — сухие), нет.

В Смольном, например, уверяют, что на улицы Петербурга только в январе 2021 года высыпали более 30 тысяч тонн соли. Однако эксперты в дорожной сфере навскидку оценивают количество высыпанной на дороги соли куда выше, называя более вероятной цифру, близкую к 100 тоннам. Директор одного из дорожных предприятий на условиях анонимности рассказал корреспонденту MR7, что в этом году его организация использовала соли больше, чем в прошлые пять лет.

Это подтверждается официальными данными госзакупок. Например, с октября 2020 года ГУДП «Центр» и ГУДСП «Курортное» закупили почти 24 тысячи тонн соли, потратив на это более 120 миллионов рублей. И это только два специализированных дорожных предприятия из шести, которые действуют в Петербурге. ГУДП «Центр», кстати, дважды — в октябре и ноябре — пытался сделать единовременную закупку технической соли на рекордную сумму в 82 с лишним миллиона рублей, но оба раза закупка была отменена. Предприятие докупало соль уже в 2021 году, хотя, если верить официальным новостям, почти весь запас соли с прошлой зимы остался на складах Комблага. Начальник Управления по комплексной уборке и содержанию дорог Вадим Мизюкин в конце зимы 2020 года демонстрировал городским депутатам неизрасходованные объемы.

Очевидно, докупать столько реагента пришлось, потому что зимой 2020 — 2021 годов соль использовали по полной программе, хотя даже снега как такового еще не было. Это и вызывало закономерное недоумение горожан.

соль фб (1).jpg

Фото: Группа "Петроградская диаспора"

Горы снега по дворам

Настоящие снегопады в Петербурге начались в феврале. И оказалось, что опасения петербуржцев были не напрасны. Коммунальные службы, судя по тому, что горожане наблюдали на улицах, не справлялись с оперативной уборкой снега, несмотря на запасы соли и на закупки новой техники, о которых периодически сообщает Смольный. Не помогло и то, что зимняя погода пришла в Петербург в праздничные дни, когда трафик на дорогах меньше, а возможностей убирать и вывозить снег больше. Кучи грязного снега фактически лежали на дорогах до потепления. После дождя и «плюса» на дорогах и тротуарах Петербурга между ледовых гор ожидаемо разлились реки и каналы.

Интервью вице-губернатора Николая Бондаренко, в котором он рапортовал о применении парогенераторов, и рассказ зампреда Комитета по благоустройству Егора Пащенко, с гордостью сообщавшего, что могли бы «засыпать все 50-процентной песко-соляной смесью и устроить озеро», только подлило масла в огонь недовольства горожан. Они вспомнили, что Николай Бондаренко отвечает за уборку улиц уже с 2015 года.

«Бондаренко! За семь лет можно было научиться убирать снег?» Плакат с такой надписью активисты водрузили на гору снега, которую коммунальщики сделали напротив Казанского собора на Малой Конюшенной улице. Такие же грязные горы «украшали» улочки вдоль Невского проспекта и многие дворы в Петербурге. В соцсетях люди рассказывали, что звонили и просили убрать снег со двора, но коммунальщики им отказали, заявив, что «их двор выбран для хранения снега».

41-2 (1).jpg

При этом в праздничные дни февраля 2021 года выпало всего 33 сантиметра снега. Конечно, это много, если сравнивать с 6,5 сантиметрами снежного покрова, выпавшего зимой 2019−2020 гг. Губернатор Беглов заявил, что убрать города за два — три дня просто невозможно. Что же случится с Петербургом, если выпадет не 33 сантиметра, а 2,5 метра снега, как зимой 2018−2019 гг.

Странные цифры

Получается, что вся активная подготовка соответствующих служб к зиме, закупка новой техники, найм дополнительных работников (о чем не раз торжественно заявляли чиновники в преддверии сезона) перечеркиваются несколькими днями вполне тривиального снегопада.

Например, еще в 2019 году напуганные снегопадами власти закупили для городских предприятий новую уборочную технику. Всего, как сообщал Смольный, к зиме приобрели 471 единицу уборочной техники. Кроме 110 тракторов Wille, на улицы города дополнительно должны были выйти 40 новых мультимобилей и 128 тракторов, которым предстояло чистить тротуары, а также 193 комбинированные дорожные машины для уборки проезжей части.

Но складывается впечатление, что новые машины на уборку улиц почему-то не выпускают. По крайней мере, такой вывод можно сделать из сопоставления официальных новостей. Например, по сообщению Комитета по благоустройству, 21 февраля 2021 года на расчистку города от снега вышли 1132 специализированные машины и 1106 дворников. А 2019 году в отчете Комблага фигурировали 1160 единиц техники и около 1100 дворников. Цифры почти идентичные. Но если закупали дополнительную технику и нанимали работников, то почему они все не появились на улицах города?

Зампредседателя Комитета по благоустройству Егор Пащенко в упомянутом выше интервью объяснил: «Техника списывается, у нас огромный износ. В итоге парк в результате закупок вырос примерно на 300 единиц». А по официальной информации закупили, как указано, больше — 471 машину. Выходит, за два года дорожные предприятия списали 170 единиц техники. Это огромная цифра. Чтобы понять ее масштаб: для уборки, например, самого большого в Петербурге Калининского района, по оценкам специалистов, необходимо примерно 130 единиц спецтехники. Всего же на балансе Комблага — 1800 единиц техники. Почему примерно треть от этого количества не выходит на городские дороги?

R38HsVbt920 (1).jpg

Фото: группа "За народную власть нараёне В.О."

Источники в отрасли также рассказывают, что, по имеющейся у них информации, техника, закупленная в 2019 году, до сих пор не поступила в собственность большинства дорожных предприятий, которым приходится арендовать ее у ГУДП «Центр». Изначально предполагалось, что технику закупит это ГУДП, а затем она «разойдется» по другим дорожным предприятиям. Однако, судя по всему, этого не произошло и миллионные платежи по аренде ложатся на дорожников дополнительным бременем.

В беседе с журналистами вице-губернатор Бондаренко посетовал, что тракторам Wille на узких тротуарах не развернуться, городу нужна техника поменьше. Заметим, два года назад в должности зампреда Комитета по благоустройству за закупку техники отвечал Сергей Малинин. А сегодня он во главе комитета.

И еще одна важная цифра. В 2021 году на содержание улиц Петербурга выделено более 11 миллиардов рублей — практически в два раза больше, чем, например, в 2016 году, когда на содержание улиц выделяли 6,6 миллиардов рублей. Однако, судя по реальной картинке «на местности», особой разницы при двукратном увеличении бюджета не наблюдается. Но миллиарды рублей при этом успешно осваиваются.

MR7 отправил в Комитет по благоустройству запрос с просьбой ответить на возникшие у нас вопросы по поводу (не)уборки снега этой зимой. Как только ответ будет получен, мы познакомим своих читателей с точкой зрения чиновников.

Кстати

Контрольно-счетная палата Петербурга до 30 апреля проверит, насколько эффективно чиновники тратили бюджетные деньги на уборку улиц. Проверку пройдут ГУДП «Центр» и комитет по благоустройству.

Ранее по теме


Тэги: Петербург

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Одноклассники


Лента новостей