Для Красносельского района одним из самых значимых событий в этом году стал проект благоустройства Каменного пляжа вдоль Балтийского бульвара. Уникальность проекта в том, что он практически на 100% учел все ожидания и запросы жителей, и был создан по их инициативе. Администрация района просто не мешала, выступая посредником между проектировщиком, который хотел по-своему, и жителями, которые просили сделать так, как нужно им. В следующем году на пляже начнутся строительные работы.
Как это происходит обычно? Администрация объявляет конкурс, чиновники в отделе благоустройства пишут в задании, что, по их мнению, должно быть учтено при благоустройстве, проектировщик выполняет работу, с которой потом, на общественных слушаниях, уже по факту, знакомят жителей. Жители, как правило, возражают, потому что они хотели совсем не то — а их никто не спрашивал. А дальше, всё зависит от настойчивости инициативной группы жителей — либо их давление на администрацию приводит к тому, что проект переделывается, либо шумиха затихает и район получает никому не нужное благоустройство. В случае, если проект переделывается — это и дополнительное время, и затраты из бюджета.
В Красносельском районе администрация не стала наступать на грабли и пошла по пути соучаствующего проектирования. Это когда чиновники исходят из запросов жителей, а не собственных представлений о том, что такое современное общественное пространство.
Это не первый проект в городе, когда чиновники спросили мнение жителей, но первый, когда это мнение нашло полное отражение в проекте.
Екатерина Соколова участник рабочей группы по взаимодействию между администрацией и жителями осуществляла роль посредника между жителями и администрацией. Костяк рабочей группы составили около 20 человек — это представители жилых комплексов, и просто неравнодушные к своему району люди.
«Это уникальный случай для города, когда без финансирования, без привлечения специалистов по соучаствующему проектированию, была проведена такая работа совместно с жителями. Полное взаимодействие с администрацией, — не скрывает Екатерина своей гордости.
Инициатива благоустроить заброшенный участок береговой линии пошла снизу. В 2019-м году несколько инициативных групп, в том числе «Соседская мастерская» объединились с проектом «Waterfront/Водная линия». Они начали проводить исследование прибрежной территории вместе.
«Я была участником проекта „Добрый город Петербург“ „Соседская мастерская“. Это организация локального сообщества. Задача была — сплотить инициативные группы района. Мы вместе встретились на „Соседской мастерской“ и был такой запрос от организатора — назовите плюсы и минусы своего района, достоинства и недостатки и что можно изменить именно личными усилиями. Я назвала наш неблагоустроенный берег. В итоге первые объекты тактического урбанизма, которые мы сделали с участием местных жителей — стали скамейки, велопарковка и кадки с зеленью на Каменном пляже», — рассказывает Валерия Шкуропат, одна из активных участниц рабочей группы жителей, которая работала над проектом по Каменному берегу.
Уже тогда, вспоминает Валерия, они обратились к начальнику отдела благоустройства района Олегу Савелову с просьбой — не убирать скамейки и кадки с зеленью — и неожиданно для себя нашли понимание: «Потому что вообще-то на это требуется согласование». Активисты получили молчаливое одобрение от администрации и сохранили свои «детища» — кадки, скамейка и велопарковка стоят до сих пор.
Собираясь на своих встречах инициативные жители поняли, что повлиять глобально на ситуацию невозможно без участия местной власти, без диалога с ними. Поэтому сначала решили собрать «экспертные мнения» людей о том, что-бы они хотели здесь увидеть. «Составив свои первые предложения, мы обратились с ними к главе района. Также нам удалось поймать за руку Александра Беглова и сообщить ему о своих планах. Мы начали диалог, чтобы в принципе узнать мнение администрации, что они думают по поводу этой территории, что хотят делать. Нас приятно удивило, что Олег Фадеенко, чиновник-чиновник, но был в теме, например, он понимал, что такое соучаствующее проектирование, как это происходит. Нас спросили: а какое у вас конкретное предложение? У нас их не было. И над конкретным предложением мы ушли думать», — вспоминает Валерия Шкуропат.
Основная работа заключалась в том, чтобы выяснить пожелания жителей: на это ушло все лето 2019 года. 2 декабря инициативная группа жителей встретилась с главой Красносельского района Олегом Фадеенко — он жителей поддержал.
А в конце января 2020 года ему передали первую концепцию: «Увидев ее он сказал: создавайте рабочую группу, соберем жителей и начнем процесс создания общественного ТЗ. То есть администрация подошла к процессу неформально, — не скрывает удивления Валерия Шкуропат. — Мы ожидали, что будет работа для галочки, а на деле, они были заинтересованы, подошли с душой. Например, мы проводили субботник и выставку концепции с обсуждением с жителями концепций. Мы показывали, рассказывали, получали обратную связь. И на это мероприятие приехали сотрудники администрации со своими семьями, детьми. Они участвовали в субботники, обсуждали эскизы с нами как жители».
Начальник отдела благоустройства Олег Савелов говорит, что узнал о соучаствующем проектировании на переподготовке, которую проходил весной и был рад применить свои новые знания на конкретном примере. «Раньше по 44 ФЗ — было так: проводим конкурс, определяется подрядчик, проектировщик, и он на свой манер придумывает проект, соответственно с администрацией. А в этот раз мы пошли от обратного: мы отдали все в руки жителей. Сразу образовалась группа, которая идею подхватила. Наша задача была — не мешать и не внедрять свои „хотелки“. Мы на первом этапе сказали: что можем, что не можем — многое зависит от задания КГА. И в итоге жители от нуля до финиша все сделали сами».
Олег Савелов, например, жалеет, что в техзадании нет зоны барбекю: «Ведь жители там жарят шашлыки, они все равно будут это делать… Я бы оставил эту зону барбекю». Но в проекте ее нет, даже несмотря на мнение начальника отдела по благоустройству. Потому что жители ЖК «Паруса» — самых ближайших к каменному берегу домов — были против. «И понятно почему! Весь этот дым летит к ним в окна», — объясняет Екатерина Соколова. Рабочая группа посвятила не один день и не один опрос этой горячей теме.
И Савелов соглашается: «Что поделаешь — жители сами решили. Мы, получается, только перекладывали их идеи на бумагу и согласовывали. То есть жители избавили нас от всей этой фантазии. И это очень правильно: мы впредь будем такое практиковать и работать в таком русле. Потому что, если бы мы делали все сами, нам бы потом говорили: опять не спросили, поставили тут шалманы на каждом углу… А так экономятся и время, и деньги. Мы в какой-то степени первопроходцы».
Почему первопроходцы, объясняет Валерия Шкуропат: «Взять известные примеры соучаствующего проектирования на Передовиков, или создание общественной зоны вдоль речки Карповки. Когда речь идет о соучастии, обычно ставят их в пример. По части соучастия все было эталонно, как по учебнику. Но в результате проект благоустройства, который получился, не стал полным отражением того технического задания, которое было сформировано жителями во время участия в этом проектировании. У нас — не так».
Из чугунной набережной — общественное пространство
Когда рабочая группа жителей Красносельского района начала работать над техническим заданием, им показали проект, который придумал проектировщик: это была классическая петербургская набережная — плац из плитки и частокол чугунных столбиков.
«Администрация встала на нашу сторону, — рассказывает Валерия. — Олег Савелов, помню, стукнул кулаком по столу и сказал проектировщику: „Делайте, как они сказали“. Если бы оставили то, что предложил проектировщик, это было бы не современное общественное пространство».
«Нужно отдать должное жителям в том, что они упорно доносили свою позицию», — резюмирует Савелов.
В процессе работы опросы были разосланы более чем 2000 мнений жителей района — через управляющие компании. Для информирования людей о ходе работы рабочей группы был создан рабочий чат и группа в соцсети «Комфортный Красносельский» — для взаимодействия и привлечения внимания аудитории. Также процесс работы освещала группа «За берег». В некоторых сессиях и общественных обсуждениях количество просмотров постов переваливало суммарно за 15000 человек. Кроме того, рабочая группа выходила на берег, где обсуждала созданные концепции.
«Мы спрашивали, что-бы вы хотели тут видеть, как вы сейчас пользуетесь этой территорией?, — рассказывает Екатерина Соколова. — К нам подъезжали маломобильные граждане — у них свой запрос и мы его полностью отразили: они просили доступ к воде, чтобы ногами можно было потрогать воду. Подходили спортсмены: „Дайте нам тренажеры со свободными весами“. Подходили любители йоги: „Дайте нам лужайку для занятий“. Настолько мы пытались учесть все потребности. У нас была огромная группа заинтересованных людей — жильцы ЖК „Паруса“, их председатель входит в нашу рабочую группу. Он транслировал все это жителям „Парусов“, а они свои идеи — нам».
По итогам всей проведенной работы — вебинаров, онлайн-сессий, встреч — было сформировано общественное техническое задание. Его обсудили 20 ноября на. После этой встречи, благодаря обратной связи выяснилось, что ТЗ нужно еще подкорректировать. «Мы убрали второй воркаут и сделали уютный садик. Второй момент, сделали более удобные пандусы — плавный спуск на пляж — на бетонной подушке. Проектировщик изменили высоту холма, чтобы заезд был плавным. Заменили на детской площадке резиновое покрытие на натуральное. А также в два раза увеличили количество деревьев. Вместо снесенной гряды, которая на самом деле является свалкой, поросшей деревьями, проектировщик сделает искусственные насыпные холмы».
Впереди этап реализации. По словам Олега Савелова, администрация приняла решение дать возможность жителям осуществлять общественный надзор за процессом строительства. Тоже ноухау Красносельского района.