Кто считает витражи
Петербург когда-то был городом витражных окон. Сейчас более 70 процентов цветных стекол в старых домах утрачено. Но то, что еще осталось, требует сохранения и бережного отношения и понимания горожан.
В Петербурге завершился первый этап переучета витражного наследия — пока волонтеры обследовали только Васильевский остров, дом за домом, парадную за парадной. Они нашли, сфотографировали и составили научное описание всех витражей как целых, так и фрагментарных, аварийных. Итог первого этапа — информационная база, интерактивная карта и книга «Витражи Васильевского острова». Искусствовед, Татьяна Княжицкая, волонтер Александра Тесакова, член правления Петербургского отделения ВООПИиК Сергей Васильев — вот авторы и двигатели проекта «Витражи Петербурга: инвентаризация».
«Здравствуйте, меня зовут Татьяна.
Я искусствовед. Более 30 лет я изучаю одну тему — витражи в России. Петербург — мой родной город, здесь сохранилось более 50 процентов исторических витражей нашей страны. Исследовать их, опубликовать, способствовать сохранению — в этом моя задача», —
Татьяна Княжицкая так приветствует посетителей созданного ею сайта vitroart.ru «Витражи в России»
Рассказывая о фрагментах старых узорных стекол в парадной одного из домов на Большой Монетной, 18, Татьяна Княжицкая написала:
— Еще не дойдя до дверей собственной квартиры, уже на лестнице человек настраивается на особый лад, на внутренний покой. Наверное, так было раньше. Так и должно быть. Но сегодня вроде бы вымытая и внешне чистая лестница покоем не дышит. Посмотрите на окна. Они извожены коричневыми потеками, заплаканы масляной краской, которой небрежно, с размаху, будто со злостью, красили рамы. Стекла в отвратительных пятнах, местами утрачены, местами с трещинами. Сейчас это — настолько распространенная беда в подъездах петербургских жилых домов, что глаз уже не ловит чудовищное несоответствие между созданной сто лет назад красотой и ее поруганным состоянием. Мы привыкли к этому.
На одной площадке лестницы на окне висит горшок с цветком, стоит старое кресло и тумбочка. И этот цветок — как внезапный крик для оглушенного сознания, он доводит до слез. В нем тоска человека по красоте и уюту. По доброму отношению ко всему, что есть вокруг: растению, коту, окну, к своей квартире, к своему подъезду. Дому. Городу. К другим людям.
Никто не поможет нам, кроме нас самих.
Проект «Витражи Петербурга. Инвентаризация» продолжается. Сейчас скрупулезно изучается Петроградский район, потом придет очередь Центрального. Проект абсолютно некоммерческий, волонтерский, деньги на первую книгу собирали на благотворительной основе. Вторая, посвященная витражам Петроградского района, будет больше в два раза — если на Васильевском обнаружили 41 адрес со 150-тью историческими витражами и их фрагментами, то на Петроградской уже больше ста адресов.