Дело об изъятии аппаратуры у уличного музыканта в Петербурге оказалось запутанным и противоречивым. Юрист, взявшийся помочь пострадавшему от действий полиции говорит, что ему в этом деле не нравится всё. Правоохранители молчат и тянут время.
Уличного музыканта Антона Терехова задержали у Спаса-на-Крови 5 сентября. Его посадили в полицейскую машину и отвезли в отделение. Там Антону объяснили, что его обвиняют в незаконном захвате земельного участка. Инструменты у Антона конфисковали до суда, а его самого отпустили: ждите, вас вызовут.
Прошел ровно месяц. Электрическую гитару, стойку, микрофон, провода и усилитель музыканту так и не вернули, из РУВД с ним никто не связался. Зато на пост музыканта в Инстаграмме откликнулся юрист Василий Карпов, возмущенный тем, что людям запрещают петь и взялся помогать.
«Ну как можно запрещать людям петь? — недоумевает Василий Карпов. — Был такой святой Иоанн Богослов, в одном из откровений он писал, что человек создан для того, чтобы петь и плясать. Кто-то должен петь, раньше и на войну ходили с песням… Меня задело то, что парня ни за что ни про что задержали — он ничего не нарушал. Поэтому мы — юридическая компания „Час правосудия“ — решили помочь на добровольных началах».
В протоколе, составленном на Антона говорится: Терехову А.А. вменяется следующее правонарушение:
Юрист объяснил, почему статья, по которой был задержан Терехов, не имеет к его деятельности никакого отношения: «В отношении гражданина Терехова составлен протокол по ст 7.1 КОАП — незаконный самовольный захват земли. Это означает, что гражданин самовольно занял и долгое время использует земельный участок, который принадлежит городу или поселку.
Абсурд ситуации заключается в следующем — если смотреть санкции статьи, то там указано, что за самовольный захват и использование земельного надела гражданин наказывается тем, что платит арендную плату по кадастровой стоимости участка". Обычно эту статью применяют в случае, если предприятие, работающее на определенной территории, вдруг вышло за ее пределы — перенесла забор на метр дальше, например. Юрист недоумевает, какое отношение эта статья имеет к уличному музыканту. На заявление в полицию Антону не ответили.
Руководство РУВД отказалось принимать заявителей, сославшись на коронавирус.
Антона Терехова также обвинили в организации массового мероприятия. Юрист и тут нашел нестыковки: «Приказ губернатора гласит о том, что, массовое мероприятие — это свыше 100 человек. Также в приказе прописаны улицы, на которых под любым предлогом играть нельзя. Улиц, на которых выступал Терехов, там нет, а в протоколе сказано, что его слушали около 50 человек — это меньше, чем в приказе губернатора».
Третье, что не понравилось юристу — заранее подготовленный и распечатанный протокол, в котором было оставлено пустое место под указание площади, которое занимала аппаратура музыканта.
«Протокол «о доставлении лица совершившего административное нарушение» — (ДЛСАП) — должен содержать краткое описание, что человек сделал противозаконного. В данном случае — это почти пол листа формата А4 — мощный текст, понятный только юридически подкованным людям. Ознакомившись с бумагами мне все не понравилось. Мы посовещались с коллегами и решили: «Если не мы, то кто».
Сходив в дежурную часть, куда доставили Антона Терехова 5 сентября, юрист выяснил еще одну странную деталь — основанием для задержаний музыкантов стало заявление некоего гражданина Недвиго, однако в журнале КУСП такого заявления не было зарегистрировано.
«На словах все полицейские, с кем мы общались, соглашались, что да, мы не правы. Но когда наше заявление передали начальству, мы поняли, что откуда-то сверху пришла директива — не решать полюбовно дела с музыкантами. Нам сказали, что нас не будут принимать по причине коронавируса, а дело передано в Росстат, по какой причине — не ясно. Ясно только, что там будут рассматривать дело еще месяц. По сути они тянут время. Всем понятно, что происходит на самом деле», — считает Антон Терехов.
На этой неделе Антон отнес заявление с жалобой на действия сотрудников полиции в прокуратуру, в нём он потребовал вернуть ему инструменты и прекратить административное производство.
«У меня уже сорвалось пара мероприятий, на которых я должен был сыграть. Сейчас идет запись моего альбома. Нужна аппаратура, чтобы заниматься. Без комбика я еще могу жить, но без гитары тяжеловато. Зато играю теперь на акустической», — Антон оптимист и во всем пытается найти плюсы.
Мы обратились в пресс-службу ГУ МВД с просьбой объяснить, какой дальнейший ход будет дан делу, но оказалось, что нужно ждать 30 дней с момента подачи заявления в полицию. Мы будем следить за развитием событий.
Напомним, задерживать музыкантов и изымать у них инструменты начали конце августа. События сподвигли уличных музыкантов объединиться. Они планируют вступить в Российский Творческий Союз Работников Культуры, а также учредить Гильдию уличных артистов при Союзе.