Истории

«Вирусное добро для каждого человека»

Основателям «Добродомика» не дали президентский грант на программу помощи пенсионерам, тогда они решили сделать все сами.

Ресторатор Александра Синяк, которая три года назад начала кормить бесплатными обедами пенсионеров Петербурга, а во время пандемии — развозить нуждающимся людям продукты первой необходимости, придумала систему помощи всем нуждающимся пенсионерам страны. Система сейчас разрабатывается и запустится в феврале 2021 года. Предполагается, что помощь можно будет получить в каждом регионе России.

О том, как государство отказалось поддержать программу, и о том, почему такая идея возникла именно во время пандемии, Александра рассказала корреспонденту MR7.ru.

Три года назад мы писали, как супруги Александра Синяк и Евгений Гершевич, владельцы обычного кафе в центре Васильевского острова, неожиданно для себя превратили свой коммерческий проект в социальный.

Это произошло случайно, когда Евгению стало неудобно брать с дедушки деньги за ланч. Они с женой решили кормить дедушку бесплатно — якобы по акции. Потом задумались, что кормить одного дедушку не совсем честно, и повесили объявление на дверях кафе и в группе — о «бесплатных ланчах для пенсионеров».

Пожилые люди потянулись к дверям гостеприимного кафе. С каждым днем их становилось все больше. К удивлению Александры, вместе с пожилыми людьми стали появляться и добровольцы, желающие помогать: директора коммерческих фирм начали привозить продукты, частные лица присылали деньги на обеды и предлагали свою помощь. Назад пути уже не было. Со временем пришлось полностью переформатировать работу кафе и забыть про коммерцию, придумалось название «Добродомик», помещение стало мало — переехали в другое.

Сейчас «Добродомики» — это сеть кафе, где бесплатно кормят пенсионеров — они открылись во всех крупных городах России. Ежедневно, в них кормят до 3000 пенсионеров.

Во время пандемии проблема стала глобальной. Александре — ее телефон опубликован в открытом доступе — начали звонить нуждающиеся пожилые люди со всей страны. «С начала пандемии я сходила с ума — телефон вибрировал просто постоянно, не переставая. Потом я понимаю, что я не отвечаю на звонки и меня мучает совесть. Начали думать с кол-центром. Я поняла, что хочу, чтобы оператором был человек с ограниченными возможностями, но неограниченными возможностями роста вместе с нами. Откликнулась девочка Ирина из Приозерска. Она на коляске, у нее не шевелится ничего, она локтем отвечает на звонки и записывает заявки голосом. Она у нас уже четыре месяца и кайфует от своей работы».

По мере погружения в работу, стало ясно, что помощь могут получать только бабушки и дедушки в крупных городах страны — в тех, где есть «Добродомики». А как помогать пожилым людям в деревнях или небольших городах? Александра кинула клич на своей страничке: «Давайте помогать по всей стране!» Ей начали писать: «Я готов помочь» — из разных городов, так появилась целая армия волонтеров. «На данный момент они все объединяются через мой Ватсап, пять регионов „Добродомика“. Я уже запуталась в часовых поясах. На пять регионов меня хватит, 10 — я уже не потяну», — говорит Саша.

Чтобы объединить всех добрых людей нужна была программа. «Мы просчитали — программа и обучающий форум обойдутся в 3 млн рублей. У нас нет таких денег — это очень серьезные инвестиции. Мы подали документы на президентский грант. Нам ответили: „Нуждающихся пенсионеров в России нет“ — идите нафиг. Мы подавались на грант несколько раз — и нам отказывали. За все три года „Добродомик“ получил лишь один грант от президента — на кружки, сумки и значки», — смеется Александра.

Но когда им отказали несколько раз даже она приуныла: «Они заявляли, что будут выдавать гранты тем, кто оказывал поддержку во время пандемии — это главный критерий. Мы — первый фонд, взявший на себя всю нагрузку по Петербургу во время пандемии, а потом мы пошли по пяти регионам страны. И нам говорят — идите…».

Но потом случилось маленькое чудо. Один человек, который просил не разглашать его имя спросил Александру: «Чего Вам не хватает для счастья?» «А я почему-то ответила ему: для счастья мне не хватает вот этой системы помощи пожилым людям. Он отвечает: давайте ее сделаем!»

Стартап «Добродомик России» запустится через пять месяцев. Сейчас над программой трудятся айтишники. Александра рассказывает, как это будет работать

«Расширяется кол-центр — операторами будут инвалиды, люди с ограниченными возможностями. Бабушки и дедушки со всей России смогут позвонить на горячую линию и оставить заявку. Оператор отправляет ее в систему, указывая регион. Автоматически эта бабушка „вылетает“ в регион. В каждом регионе России сидит куратор „Добродомика“. Сначала на добровольных началах, а потом мы привлекаем инвесторов и он начинает получать зарплату. Кто они: условно, парень из деревни Иваново, крутится в Москве и хочет помогать бабушкам и дедушкам в своей деревне. Таких много! Куратор сидит в офисе метр на метр, к нему приходит заявка, он ее рассматривает и публикует на карту города. В эту систему добавляется волонтер. Им может стать любой человек в регионе. В обязанности кураторов входит обучение этих волонтеров. Волонтер видит карту и заявки от бабушек и дедушек, раскиданные по всему городу. Нажимает на заявку: „Помыть окна“. Ставит галочку „Окей“ и „бабушка“ автоматически „прилетает“ к нему в кабинет. Куратор видит, какой волонтер взял бабушку. Волонтер едет, моет окна, снимает видеоотчет, прикрепляет его в своем кабинете и пишет: „Бабушка счастлива — окна помыты“. Бабушка уходит с карты. У волонтеров тоже свои „приколюхи“, например: Иванов Иван Иваныч в системе пять дней и помог десяти людям. Свои добрые дела можно скринить, выкладывать — это даст популяризацию проекта — это вирусное добро, хобби для каждого человека».

Следующий этап после того, как будет готова программа — организация первого форума для кураторов со всех регионов. «Мы оплачиваем перелет, проживание, питание. Кураторы проходят обучение, получают кураторские карточки, получают доступ в систему и возвращаются уже кураторами ответственными за бабушек», — Александра сама поражается масштабу своих планов, смакуя подробности: «Через три года это будет каждый регион страны. Чтобы в каждой деревне люди могли получить помощь. Государство просто не сможет оставаться в стороне от нашего проекта — у них просто не будет выбора. Это ведь весь электорат».

Факты о «Добродомике» за три года:

В день Добродомик кормит обедами 3000 пожилых людей в четырех городах страны: Москва, Новосибирск, Челябинск, Санкт-Петербург. Скоро открытие нового кафе в Туле. Работает «Добродоставка» продуктов.

Оператор кол-центра и голос «Добродомика» инвалид-колясочник Ирина Михеева принимает до 400 заявок на «Добродоставку» от пожилых людей со всей страны. https://vk.com/irinohka19

Телефон горячей линии 88002229086.

В Петербурге скоро откроется второй «Добродомик» с посадкой на 100 мест на улице Маршала Тухачевского, 23. Первый работает на Детской улице, 17а.

Городские власти никак не помогают фонду «Добродомика», хотя давно знают о его существовании.

share
print