Город

Метрострой: Харлашкин ушел, а проблемы остались


версия для печати
Из ОАО «Метрострой» уволился Сергей Харлашкин, занимавший с февраля 2020 года пост генерального директора монополиста в строительстве петербургского метро. Когда его назначали, в Смольном надеялись, что Харлашкин сможет решить многочисленные проблемы метростроителей, но этого не случилось. Долги предприятия по выплате зарплаты и полу-замороженные работы на всех направлениях. В этом материале мы разбираемся, что стряслось с Метростроем за прошедший год.
Метрострой: Харлашкин ушел, а проблемы остались Фото: Андрей Окунь / MR7.ru

Вестник большого передела

ОАО «Метрострой» долгое время являлся одним из сильнейших предприятий Санкт-Петербурга с большим количеством профессионалов, собственной школой воспитания специалистов и самостоятельным кругом производства. В руках Вадима Александрова и его семьи были сосредоточены не только миллиардные государственные контракты по строительству метро в Северной столице, но и компания, которая была в строительстве подземки монополистом.

Уже в 2018 году, когда внутри компании многие сотрудники на себе прочувствовали, что дела их работодателя начали ухудшаться, шли разговоры о том, что начинается большой передел за право осваивать и перераспределять государственные миллиарды.

Собеседник MR7 рассказал, что проблемы у Метростроя начались в 2016 году.

— Не берусь судить о правильности решения руководства взяться за работу над станцией «Новокрестовская» (две станции — «Новокрестовская» и «Беговая» в авральном режиме строили к чемпионату мира по футболу. — Прим. ред.). Думаю, что этого было не избежать, но на этом проекте «Метрострой» потерял очень много. Да, с одной стороны это был политически выгодный проект, но я думаю, что спасать надо было не стадион, а самих себя, — сказал источник корреспонденту.

Вместе с тем, как росли финансовые потери Метростроя, риторика Смольного начала меняться: в правительстве с метростроителями начали говорить на языке сокращения финансирования проектов.

Вестником большого передела стал Сергей Харлашкин, пять лет возглавлявший комитет по развитию транспортной инфраструктуры города.

Пришествие людей из администрации

Назначение Харлашкина в Метрострой преподносилось общественности как мера, призванная вытащить компанию из кризиса и решить проблемы с задержками зарплат. Метростроителей успокаивали, что теперь-то деньги начнут платить, ведь в дело вмешивается Смольный, беря ситуацию под свой контроль.

По мнению другого источника, это был лишь предлог, чтобы нарастить влияние в компании.

— Правительство Петербурга в то кризисное для Метростроя время получило возможность, о которой давно мечтало — заполучить контрольный пакет акций. Спросите любого метростроителя, Харлашкина никто не воспринимал как спасителя. Все всё понимали, — сказал наш источник.

Позднее, ближе к концу 2019 года, истинную задачу Харлашкина перестали скрывать. В Метрострой вместе с ним начали приходить все больше людей из администрации.

— Я бы не сказал, что Управление Метростроя именно зачищалось, но вышло так, что от старой команды никого не осталось. По разным на то причинам: кто-то уходил сам из-за того, что просто невозможно уже было терпеть, кого-то просили на выход, но таких было меньшинство, — рассказал источник, вспоминая, как в Метрострой начали внедрять кадры из Смольного.

По его словам, сейчас управлением компанией занимаются в основном люди, связанные с правительством Петербурга. В их числе Игорь Воскобойник, который до прихода в Метрострой являлся первым заместителем главы администрации губернатора. По заявлениям нескольких источников в «команде Харлашкина» числится и Алексей Королев, бывший зампредседателя молодежной коллегии.

Структура собственности компании такова: на данный момент Смольному принадлежит 46% акций Метростроя. До контрольного пакета не хватает 5%. 24,99% принадлежит сыну Вадима Александрова Николаю, в отношении которого возбуждено уголовное дело о растрате средств. Его супруге Ольге Александровой принадлежит 13,62%.

Миссия: разрушить и уйти

Когда Метрострой начал наполняться бывшими чиновниками, из компании массово уходили специалисты, занимавшие при Александровых руководящие должности.

— Из моих ребят ушли из Метростроя почти все. Кто-то нашел другую работу по специальности, кто-то ушел из профессии. Это абсолютно закономерная реакция людей на то, что происходило с зарплатами. Были, конечно, некоторые надежды, что ситуацию с кровью и потом получится изменить и деньги худо-бедно, но будут платить. Но этого не произошло, особенно для большинства дочерних предприятий. Проходка как шла наперекосяк по одному направлению, так и идет, — объяснил ситуацию источник.

Харлашкин и Санкт-Петербург, пришедшие «спасать» Метрострой и вытаскивать его из ямы должников перед собственными работниками, так ситуацию и не изменили. Публичная роль плательщика по долгам, так и осталась просто ролью.

Другой источник, знакомый с ситуацией выплат зарплат работникам, рассказал, что, например, субподрядной организации СМУ-17 до сих пор не заплатили за год работы. Долг составляет 42 миллиона рублей.

— Лично со мной уже как год не могут полностью расплатиться. Я так скажу, ситуация с выплатами денег мало изменилась. Людям как были должны, так и продолжают. Харлашкин тут не особо помог.

Также, по его словам, велись разговоры о продаже спортивного комплекса Метростроя, которым всегда гордился Вадим Александров.

Отметим, что 3 сентября работники Метроподземстроя получили зарплату за июнь и июль после того, как 26 августа они устроили забастовку, отказавшись выходить из шахты.

31 августа Сергей Харлашкин покинул пост генерального директора Метростроя, оставив за собой так и неразрешенные проблемы с выплатами зарплат работникам, финансированием строительства метро и полного возобновления работ на Красносельско-Калининской линии, не говоря уже о возвращении трех разорванных контрактов, которые жизненно необходимы для компании.

Источники, с которыми разговаривал корреспондент MR7, отнеслись скептически к уходу Харлашкина. Существенно это ничего не изменит, и Метрострой так и останется компанией, которую будут раздирать за право влияния на строительство метро в Санкт-Петербурге, считают они.

Возможно, всё это затеяно для того, чтобы передать Метрострой структурам бизнесмена Геннадия Тимченко, но и этот известный человек пока не смог получить контроль над компанией и, по словам ее нынешних и бывших сотрудников, она продолжает разваливаться.

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Одноклассники


Лента новостей