Город

Свалка особого назначения

На границе Санкт-Петербурга с Ленинградской области существует мусорная свалка. Бесконечные вереницы КАМАЗов, доверху груженых строительными отходами, едут из Петербурга, чтобы свалить все в одну особо охраняемую зону. В этом материале корреспондент MR7 расскажет о том, как Ржевский полигон превратили в свалку для мусора, и как его статус запретной зоны и территории, охраняемой военными, используют, чтобы не пускать «особо любопытных».

Мечта для вывоза мусора

 

 

MR7 ранее писал, что с мусорной реформой, стартовавшей в России, Петербург справляется крайне плохо. Согласно официальным данным в Северной столице перерабатывается только 20% отходов. Остальное вывозится и захоранивается на ближайших к городу полигонах Ленинградской области.

 

«Петербургский мусор и нелегальные свалки — головная боль наших соседей. Две трети отходов, которые „оседают“ в Ленобласти, — это завоз».

 

Одной из таких свалок стало в прошлом самое знаменитое в СССР артиллерийское стрельбище — Ржевский полигон. Огромная площадь полигона в 740 квадратных километров, непроходимые леса, сменяющиеся топкими болотами, и к тому же территория Ленобласти. Всё это — земли принадлежащие Министерству Обороны.

Этим и отличается от всех остальных незаконных мест вывоза мусора образованная на землях полигона свалка.

 

Ржевский полигон — это запретная зона, доступ на которую обычному гражданину строго воспрещен. Те, кто устроил там свалку, успешно этим правилом пользуются.

 

 

 

Привычный рев КАМАЗов

 

 

Захоранивать мусор внутри границ Петербурга запрещено, поэтому все нелегальное сгружают к соседям в Ленобласть. Ржевский полигон в этом случае идеальный вариант. Граница Петербурга с Ленобластью проходит ровно по Челябинской улице.

 

 

 

 

В уголке, там где Челябинская круто заворачивает направо, притаилась автобусная остановка, «Челябинская д. 159». Мимо нее грузовики сворачивают с асфальтированной дороги на грунт.

С автобусной остановки «Челябинская д. 159» удобно наблюдать за процессом перевозки мусора: каждые пять минут мимо вас в сторону Ржевского полигона будет проезжать КАМАЗ, с полным пухто строительного мусора. Обратно обычно едут сразу караванами: по две-три машины.

 

Местные лишь провожают их безразличными взглядами, они перестали обращать внимание на рев грязных КАМАЗов.

 

Когда корреспондент спросил женщину, сидевшую на остановке, куда едут эти грузовики, она ответила:

 

— Свалка там.

 

 

Приказ не пускать

 

 

Создатели свалки приложили максимум усилий, чтобы никто не видел, куда незаконно сгружаются фуры с мусором. Установлены два КПП с охраной. На первом стоят двое мужчин с рациями. Они одеты в повседневную одежду, джинсы, кеды, футболка, никаких опознавательных знаков. Следующий «блокпост» — будка с охранником со сторожевой собакой.

 

 

 

 

С ними у корреспондента состоялся такой разговор:

— Вы куда идете, дальше нельзя! — Кричит охранник.

— Почему нельзя?

— Это запретная зона, военная территория, вход посторонним воспрещен.

— Покажите документы. Вы военный, если охраняете въезд? Или вы из частной охранной фирмы?

— А вы кто такой?

В этот момент подходит второй охранник.

— Я журналист. Куда едут эти КАМАЗы?

— Ну и что, что журналист, какая вам разница? У нас приказ: «Никого не пускать». Иначе у нас будут проблемы. Хотите пройти, вот идите на Ржевку и берите там разрешение. До свидания, — заканчивает разговор второй охранник.

На просьбу журналиста, показать документы, предоставляющие право охранять въезд на запретную территорию, молодые парни никак не отреагировали.

 

 

 

 

На Ржевку можно? Можно.

 

 

Вывозом строительного мусора на Ржевский полигон занимаются множество компаний. Две из них известны. Это ООО «Оскар-Сервис» и «Мусор78».

В распоряжении редакции MR7 находится путевой лист водителя КАМАЗа, которого проверили на въезде на полигон.

 

 

 

 

Путевой лист выдан 17 июля компанией «Оскар-Сервис». Вторую компанию удалось найти довольно просто. Номер телефона офиса был написан на кузове одного из грузовиков, проезжающих на полигон. Корреспондент позвонил по этому номеру и сказал, что живет неподалеку от Ржевского полигона и ему нужно вывести строительный мусор с дачи.

— Мне один знакомый сказал, что на Ржевку можно вывезти. У меня тут навскидку мусора для трех КАМАЗов.

 

— Можно. У вас строительный мусор? Тогда 14 тысяч рублей. Да, 14 тысяч, подумайте над этой цифрой и перезвоните, — сказал Сергей, сотрудник компании, ответивший на звонок.

 

 

Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области 17 апреля 2020 года провел рейдовый осмотр Ржевского полигона. В ходе него было выявлено три факта незаконного размещения отходов. ООО «Управляющая компания «Фондовый Дом». Она является представителем собственников двух земельных участкахов. Третий кадастровый участок относится к Министерству Обороны РФ.

 

 

 

 

Спустя почти три с половиной месяца практически ничего не изменилось. Строительный мусор продолжают массово свозить на Ржевский полигон. 14 июля военная прокуратура Санкт-Петербургского гарнизона отреагировала на письмо из комитета экологического надзора, сообщив, что по данным фактам проводится проверка. Понять, повлияла ли на что-то эта проверка, можно дальше.

 

 

Свалка во всей красе

 

 

К свалке на Ржевском полигоне ведет еще один путь. Пятикилометровая полоса грунтовой дороги, с одной стороны окруженная лесом, с другой — полем с колючей проволокой.

 

 

 

 

Примерно на середине дороги стоит еще один «охранный» пункт — черный джип. А если кто-то решится обойти его через лес, то столкнется с еще одной проблемой — целым лесоповалом из выкорчеванных и сваленных в кучу деревьев. Они лежат там в лесу длинной стеной, а рытвины из-под корней начинают превращаться в непроходимые овраги.

 

 

 

 

Тем не менее корреспондент MR7 смог пробраться и подойти к свалке вплотную. На подходе в глаза бросается четырехметровый холм. Что скрывается в его глубинах понять сложно, но его макушка выглядит так:

 

 

 

 

Если забраться на него, то открывается прекрасный вид на КАМАЗы, едущие по дороге, состоящей из коричневого месива. Как и говорилось ранее, пустые возвращаются по две-три машины, а с мусором на полигон заезжают по-одному.

 

 

 

 

Эта дорога уходит далеко направо. И чем дальше по ней идти, тем больше мусора появляется, и тем сильнее становится вонь. Путь усеян строительными отходами и в какой-то момент они превращаются в нечто сложно угадываемой консистенции.

 

 

Your browser doesn't support HTML5 video.

Корреспондент следует по "дороге мусора" за КАМАЗом.

 

 

И вот первая точка. На ней трудятся несколько людей и один трактор, который мнет сваливаемые груды строительного мусора.

 

 

 

 

Почему же это первая точка? Потому что за ней есть еще несколько таких же, но они находятся дальше, и если на первой уже есть разгружаемая машина, то другая уезжает на разгрузку дальше.

 

 

 

 

Пока корреспондент ходил по окрестностям, он нашел еще как минимум три подобные свалочные точки. Принцип работы такой же: КАМАЗ сгружает строительный мусор, а экскаватор его разравнивает и сдавливает гусеницами.

 

 

 

 

Так же на территории Ржевского полигона корреспондент нашел маленький строительный городок, состоящий из двух утепленных контейнеров. Рядом с ними стоял один экскаватор и минивэн, а изнутри доносились голоса как минимум трех людей.

 

В следующем видео в кадре появится мужчина. Этот человек является кем-то вроде регулировщика. Ему по рации сообщают, когда на Ржевский полигон въезжает новый КАМАЗ, а он дальше уже сигнализирует грузовику, на какую из точек ехать.

 

 

Your browser doesn't support HTML5 video.

 

 

Губернатор, который затянул

 

 

В декабре 2019 года после итоговой пресс-конференции Владимир Путина, где поднимался вопрос о мусорной реформе в Петербурге, губернатор города Александр Беглов сказал журналистам:

 

«Мы не будем тянуть. Мы начнем постепенно входить в эту реформу уже в 2020 году».

 

Сказал, но не сделал, и все же затянул. Практически весь мусор Петербурга незаконно свозится на полигоны Ленобласти. А свалка на Ржевском полигоне лишь это подтверждает. На данный момент для осуществления мусорной реформы в городе нет ничего, кроме территориальной схемы обращения с отходами, которую некоторые эксперты называют «бессмысленной».

А в это время километры запретного Ржевского полигона наполняются строительным мусором. В том числе и благодаря компаниям, готовым привезти туда три КАМАЗа всего «за 14 тысяч рублей».