Истории

Ульянов и его Пушкин

Выставка «Николай Павлович Ульянов и его Пушкин» должна была открыться сегодня, 6 июня, в Пушкинский день России во Всероссийском музее Пушкина на Мойке, 12. Но из-за эпидемии она открылась только в виртуальном формате.

Этот год — год 145-летия со дня рождения художника Николая Ульянова. В фондах музея на Мойке, 12, более ста листов графического цикла Николая Ульянова «Пушкин в жизни», портретное изображение поэта «Пушкин за рабочим столом», многофигурная композиция «Пушкин с женой на придворном балу», один из подготовительных этюдов к этой работе — двойной портрет, и тонкий графический портрет Михаила Беляева — пушкиниста, первого директора музея-квартиры на Мойке, 12, ученого, прошедшего через репрессии, его диссертация, посвященная рисункам Пушкина, так и осталась неопубликованной.

«Николай Павлович Ульянов долго и осторожно приближался к работе над образом Пушкина. Первые подходы к теме относятся к 1906 году, когда, по словам художника, он сделал пробные наброски, — рассказывают создатели выставки. — Вот как вспоминал он об этом позднее: „Я помню этот день очень ясно — было холодно, шел дождь, и, как бы согреваясь теплом пушкинской темы, я стал набрасывать композицию“. Потом был долгий перерыв в 10 лет, и новая попытка».

Н. П. Ульянов. Портрет М. Д. Беляева. 1923 г. Бумага, карандаш.jpg

Графический портрет первого директора музея на Мойке, 12 М.Д.Беляева

Одна из известнейших работ Ульянова — «Пушкин с женой на придворном балу». «Более 20 лет волновал художника сюжет будущей картины, он начинал делать наброски композиции, искал натурщиков, обдумывал детали интерьера, костюмов, но прежде всего его занимал образ поэта в состоянии крайнего душевного напряжения. Это напряжение подчеркнуто сопоставлением с бесстрастным спокойствием лица той, которую он называл „чистейшей прелести чистейший образец“, — пишет Тамара Мишина, куратор выставки. — По свидетельству современников, для образа Натальи Николаевны позировала художнику одна из первых красавиц его времени — актриса и режиссер Юлия Солнцева, запомнившаяся зрителям по кинофильму „Аэлита“. Портретные черты Пушкина художник изучал не столько по прижизненным портретам поэта, хотя и они были проштудированы, но рассматривая, изучая посмертную маску и делая наброски с нее в разных ракурсах».

Посмертная маска Пушкина висела над письменным столом художника.

Н. П. Ульянов. А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце. 1935-1937 гг. Холст, масло (1).jpg

Картина Николая Ульянова «Пушкин с женой на придворном балу»

share
print