Этим материалом мы открываем серию ответов психолога на вопросы о том, как семье выжить в карантине. На вопросы корреспондента MR7 отвечает Мария Будылина — перинатальный психолог, автор социального проекта «Помощь уставшим мамам».
Как в условиях самоизоляции оставаться хорошими родителями для детей, которых надо теперь не только кормить и развлекать, но и учить, тренировать и воспитывать.
«Я бы хотела сделать акцент в этой фразе на том, что надо остаться именно родителями».
«На последнем витке развития нашего общества и Интернета мы склонны очень быстро брать ответственность за сферы, которые нам не принадлежат или которые не входят в зону нашей ответственности.
Например, так у нас получилось с медициной?
Теперь ни одна мать не доверяет назначению врача, и все проверяет в Интернете. При этом встречает там противоположные мнения, начинает нервничать, переживать, и ей надо самой стать экспертом в медицинских вопросах, чтобы принимать какие-то решения.
То же самое сейчас происходит и с обучением. В целом это был вялотекущий процесс. Кто-то из родителей за домашнее обучение, кто-то за школьное — но этот карантин как всеобщее явление привел к тому, что многие родители чувствуют себя вынужденными стать экспертами в обучении своего ребенка. Естественно, они не чувствуют себя экспертами, а чувствуют тревогу и отсутствие компетенции.
Я предлагаю разделить труд родителей и труд педагога. Сделать это не для ребенка, а для самого или самой себя. Не с помощью каких-то магических фраз, которые нужно повторять как мантру ребенку или партнеру, а просто осознать в своей голове, что я родитель, я отвечаю за родительскую зону каких-то аспектов в детском времяпровождении, а педагогом я могу быть, во-первых, не замечательным и не отличным. И вообще хорошо было бы понять, сколько времени в день я могу быть педагогом?
Что значит родительская зона ответственности? Это самочувствие ребенка, это создание условий для его занятий, чтобы у него была бумага, ручки, карандаши, какой-то угол, где он может что-то исследовать. Родитель следит за режимом ребенка, он следит за тем, чтобы ребенок не окунался в гаджеты 24 на 7 и не ел три раза в день чипсы. Если вы справляетесь со своим родительством, то в целом ваш ребенок более менее бодр, чем-то бывает занят, иногда скучает и что-то может вам рассказать о том, что он делает.
Что касается «быть педагогом», то стоит прежде всего задать себе вопрос: сколько часов в день вы можете быть педагогом — 1−3-4 часа. Давайте исходить из вашего ресурса. Мы не передергиваем, говоря что «ноль часов», давайте будем думать, что минимум один час мы будем педагогами — сделаем над собой усилие
А остальное — по желанию.
И этот час в день, который вы выделили сами для себя, чтобы быть педагогом, он может быть потрачен на самые разные вещи. Например, это не значит, что вы этот час пишите с ребенком прописи или, если это более старший школьник, садитесь с ними за стол и решаете задачи. Это может быть час, который вы тратите на установление своего авторитета, час обсуждаете с ребенком, что он не хочет заниматься, час думаете, как уладите этот конфликт или не думаете, а улаживаете.
Также этот час может быть потрачен на то, что вы обнаруживаете какие-то пробелы у ребенка в знаниях, и решаете их восполнить и вместо того, чтобы делать упражнения по заданию, вы повторяете что-то, что ребенок забыл. Вы можете свой педагогический час потратить так, как вам интересно, как вы считаете целесообразным. Если вы владеете каким-то предметом, если вы биолог, вы можете ребенку рассказать что-то по своей сфере, прочитать ему 10-минутную лекцию.
Тем самым мы предохраняем вас от выгорания, потому что мы делаем вас не исполнителем учебной, непонятно кем придуманной истории, а скорее, руководителем. А остальное время, где ребенок уже выполняет в связи с необходимостью школьного контроля какие-то задания, вы можете контролировать его раз в 20 минут. Вы можете делать их не все, вы можете сидеть или не сидеть с ним. Возвращаемся к тому, сколько времени вы готовы потратить на это в своем дне.
Многие, прочтя это, скажут: а как же оценки? Вот тут мы сталкиваемся с тем вопросом, на который вы должны были ответить гораздо раньше, чем наступил карантин: на сколько оценки вам важны — только честно ответить. Потому что, если спросить любого родителя на улице, он скажет: «Нет-нет, конечно, оценки не так важны, как реальные знания.
Но все равно внутри нас часто живет отличник или троечник, который всю жизнь хотел стать отличником.
И этот внутри живущий человечек хочет, чтобы у ребенка были хорошие оценки. Но я думаю, в карантине задача, которая ставится и даже не только мной как психологом, но и Министерством образования, заключается в том, чтобы дети совсем не отпали от школы и при этом сохранили интерес к исследованию хоть каких-то вопросов. Мы следим чтобы ребенок хоть чем-то интересовался. Мне кажется, что эти два фактора выходят на первый план".
Продолжение следует