Волонтеры, которые приходят в психоневрологические интернаты, отныне постановлением главного санитарного врача Наталии Башкетовой «закрепляются» за учреждением как и сотрудники. Это постановление, по сути, легализует работу волонтеров в период пандемии, так как интернаты закрыли перед ними двери.
Ситуация сложная — с одной стороны требуется тотальная изоляция, с другой — именно сейчас, как никогда, слабым людям в интернатах нужна поддержка, а лучше всего — вывезти всех, кого возможно, из интернатов-тысячников, где инфекция может распространиться очень быстро.
«Наконец -то постановление поставило все точки над „i“, разрешив работу волонтеров в социальных учреждениях в этот сложный период. Это большой шаг в сторону партнерских отношений между государством и общественным сектором, знак высочайшего доверия и для нас это очень ценно», — говорит Светлана Мамонова, директор по внешним связям благотворительной организации «Перспективы».
Но ряд дополнительных мер по профилактике занесения инфекции, по мнению Светланы Мамоновой, в условиях огромных психоневрологических интернатов (ПНИ) — нереалистичны: «Как можно изолировать людей в комнатах, если все ПНИ построены по коридорному типу с туалетом и душем на этаже, общей столовой на 70 человек?!»
«Сейчас нам главное — пережить этот сложный период и выстоять с минимальными потерями, но потом следует наконец-то оглянуться и осознать, что скученные огромные социальные стационары являются местом повышенной опасности как в случае неблагополучной эпидемической обстановки, так и в случае пожароопасной ситуации, — резюмирует Светлана Мамонова. — И пора отказываться от этих „фабрик несчастья“ и дать возможность людям с ментальными нарушениями жить по-человечески, небольшими группами при поддержке специалистов».
«Перспективам» вместе с Центром «Антон тут рядом» удалось вывезти из интернатов — попросту эвакуировать — 17 подопечных «Перспективны», 5 — «Антон тут рядом», еще 4 вывезли ГАООРДИ. Разместили в пустующих центрах дневного пребывания «Перспектив», тренировочной квартире Центра «Антон тут рядом», Доме поддерживаемого проживания в поселке Раздолье в Ленинградской области, в доме поддерживаемого проживания ГАООРДИ.
Мария Островская, президент «Перспектив», так говорит о том, что сейчас происходит:
— Кризис, который мы сейчас переживаем, обостряет все нерешенные в «мирное» время проблемы. Например, нерешенная вовремя задача разукрупнения огромных интернатов теперь приводит к самому большому риску тотального заражения и к невозможности социальной изоляции обитателей детских домов-интернатов — ДДИ и ПНИ.
Нерешенная проблема неравноправной конкуренции государственных учреждений с НКО приводит к частому отказу со стороны интернатов использовать ресурсы негосударственных организаций в заботе о самых хрупких подопечных, самых слабых — кто сейчас в группе риска. Нерешенная проблема фактического отсутствия законных представителей у недееспособных жителей ПНИ приводит к тому, что их нельзя вывести из этого чрезвычайно опасного места без согласия самого учреждения. Сейчас государство и общество уже просто не могут не осознавать всю глубину и драматичность этих проблем. Дай Бог, чтобы это осознание пришло не через трагедию. Достаточно опасности, в которой оказались наши подопечные.
Ранее МR7.ru сообщал о том, что в ПНИ № 10 пришла проверка Роспотребнадзора в связи с подозрением на коронавирусную инфекцию. Вчера нам сообщили, что инфекция не подтвердилась, между тем в комитете по соцполитике не отрицают, что единичные случаи занесения инфекции в подведомственных учреждениях есть, про один из ПНИ, где выявлен коронавирус, сообщил и губернатор Александр Беглов, выступая на «Радио России».