Истории

Петербургские родители: «Я сегодня работала секретарём у детей»

ДО, или дистанционное обучение, началось в понедельник и к концу дистанционной рабочей недели гул родительского негодования перерос в родительский плач. Государственные образовательные порталы, на создание которых выделялись в своё время десятки миллионов рублей, оказались нежизнеспособны. Корреспондент MR7 проследил за тем, как идут домашние уроки в Петербурге.

После трех недель вынужденных каникул, школьники продолжают обучение из дома — дистанционно. В теории, каждая школа и более того, каждый учитель, сам выбрал себе платформу — то есть образовательную систему, с помощью которой он будет обучать детей. Таких систем около десяти.

Но начиная с 6 апреля, все эти платформы показали свою несостоятельность — ни одна из них не выдержала миллионого наплыва пользователей (учителей и школьников) — вчера и позавчера они просто висели, а родительские чаты заполнили скриншоты не открывающихся страниц.

Вторая проблема, которая возникла, но которую можно было предвидеть: количество используемых учителями платформ. Родители школьников столкнулись с тем, что каждый учитель выбрал свою платформу онлайн-обучения и в течение первого дня «прыгал» с одной (висящей платформы) на другую.

Третья проблема — неадекватно большое количество заданий. Дети вместе с родителями вынуждены по несколько часов сидеть перед компьютером. Пошли разговоры о том, что «зрение» детей не выдержит такой нагрузки.

Четвертая — не у всех есть компьютеры и Интернет. Многие петербуржцы самоизолировались на дачах — Интернет здесь слабый, онлайн трансляции не тянет. Некоторые просто не могут приобрести планшет из-за финансовых трудностей.

«Сидим над уроками весь день»

«Это трындец», — пишут родители в чатах, пытаясь охарактеризовать то, во что превратились их будни после начала дистанционного обучения. Другие выражаются покрепче.

«Можно я тоже плохим словом выругаюсь, это полнейший (слово выражает неразрешимую трудность), — рассказывает мама второклашки Ольга Охрименко. — Полдня зависающего сайта и дневника. Делание уроков до самого вечера, думала сорвусь окончательно. Сегодня опять задали столько, что сидим весь день, но с перерывами конечно. Это жесть полная, хочу в садик».

«12-й час, 12-й час мы с Аришей учимся, — усталым голосом говорит Алла Тетерина. — Я оставила всю работу. Хорошо, что сегодня программа виснет не сразу, а после 5−6 задания. А сами задания — это что-то с чем-то. Для решения одной задачки для четвёртого класса мне пришлось привлечь профессора физики, а в итоге решила ее мой бухгалтер».

«Дистанционная учеба в том виде, что есть сейчас издевательство чистой воды, — считает Александра Симагинская.

— Учителя учатся в институте профессии годами. Мы за сутки должны стать педагогами своим детям на портале с допотопным интерфейсом?"

Маргарита Радченко: «Думала убью всех вчера. Сегодня подотпустило. Не понимаю необходимость в пяти платформах, три из которых легли и не встают. Может за неделю, конечно, приведут в более упорядоченный вид. Учителей жалко, стараются как могут. Сама система не готова к такому. Сочувствую родителям, у кого двое школьников и своя удаленка. Самому школьнику, особенно началке, невозможно это освоить».

Ксения Яцук описала свои чувства в посте: «Как я была секретарем при «дистанционном обучении»:

Y4.jpg

«У старшей с утра вместо ZOOM (РУХНУЛ) ушли в дискорт (дети придумали) и рядом вкладка с интерактивной доской — дети прыгали с вкладки на вкладку. У младшего завис учи.ру (сделать надо было 18 карточек по 10 заданий в каждой). Из 12 уроков на двоих детей дистанционное образование в полном смысле этого слова — только 2 урока (алгебра — описано выше) и информатика (спасибо учителю, снял пятнадцатиминутное видео и далее ссылки на задание). Все остальные предметы — это семейное обучение, причем в диком режиме.

Я сегодня работала секретарем у детей.

Заполни, зарегистрируйся, сфотографируй, отсканируй, отошли по разным электронным адресам. В итоге собственно учеба прошла мимо. Надеюсь это только первые дни. Подумываю о переходе на семейное обучение до конца карантина".

Классные чаты разрывает

Родительские чаты пылают от гнева. Дети пока не поняли, как им реагировать — учащиеся начальной школы должны очень быстро научиться печатать на компьютере, ориентироваться в большом количестве всплывающих окон, привыкать к управлению мышкой, ведь большинство из них ранее были знакомы только с планшетами.

Учителя пытаются успокоить родителей и детей — режим работы из 8-часового превратился для них в круглосуточный. Кроме того, что каждая школа и каждый учитель подошел к организации процесса обучения по-своему, так подвели и платформы, организованные для проведения онлайн уроков.

Многие в итоге перешли на привычные учебники с тетрадками — сканируют страничку учебника, которую надо прочитать, и высылают задания. Родители должны сфотографировать выполненную домашнюю работу и отсылают скан учителю — допотопно, но работает. Другие осваивают Zoom и Скайп. Некоторые ведут трансляции в Instagram или Viber.

Екатерина Соловьева пишет: «Зачем нужна школа, если функция учителей свелась к указаниям когда и какой параграф прочитать? Я пыталась собрать материалы по предметам на Google, таймлайн в таблице, но это почти нереально. К вечеру уже сама не понимала, что пропустила, где искать и что к каким датам делать. Завтра, например, математика по Zoom. Но для этого нужно получить ссылку в закрытой группе в ВК, в которую перейти из классного чата, в который Классная от учителя должна скинуть информацию».

Мама школьника Вероника Валеева описывает свой опыт дистанционного обучения так: «С 8.30 для меня начался личный Апокалипсис. Стали сыпаться задания по всем предметам, включая новые темы по всем, замечу предметам, которые родители должны «быстренько «объяснить детям (у кого-то их несколько, в разных классах). Потом сделать классную работу, закрепляющую — это разные вещи, затем еще на другой сайт залезть и там продолжить закреплять и потом БИНГО — Домашняя работа!

Особенно мне понравилось по литературе — почитать биографию писателя, потом его произведение, записать слова, написать мини-сочинение и нарисовать к этому рисунок!!!
(это не считая того, что был сегодня урок ИЗО, с насущной темой — праздник в городе, в тему, правда? Салют рекомендовался!"

Родители шокированы происходящим: те, кто продолжает работать на удаленке из дома просто не понимают, как совместить работу и дистанционное обучение детей.

Потому что без родительского контроля, помощи и поддержки дети просто не могут самостоятельно разобраться! Кроме учебы, всю семью, находящуюся в квартирном заточении, надо кормить (раньше кормили в школе). Особенно не повезло тем, у кого несколько детей, и они посещают спортшколы и различные кружки: спортшколы дают детям задания, которые родители обязательно должны записать на видео, смонтировать и выслать тренеру, музыка, рисование и прочая — перешли в онлайн.

«Я, например, работаю онлайн из дома и мой рабочий день проходит с утра до 13:00, потому что я работаю с регионами, — рассказывает Александра Симагинская. — Мы самоизолировались на даче и находимся здесь уже три недели, муж тоже стал работать из дома. У нас все было хорошо, пока не началось дистанционное обучение. В первый день я вообще не смогла поработать!»

Дочери Александры 10 лет, сыну — 7 — оба учатся в 586-й школе Василеостровского района. Чтобы дети могли заниматься, семье пришлось купить в кредит второй компьютер. Так как основные уроки у дочери с утра, Александра не понимает, как ей дальше зарабатывать.

«Нам сделали пробные уроки в Yaklass — там просто электронный учебник. Я открываю тему — числительные: сложение и умножение. Когда мы нажимаем столбик, чтобы вникнуть у нас есть определенный способ написания, чтобы разряды совпадали. Там все криво! Во-первых, ребенок не может в 10 лет это прочитать, понять, во-вторых, неверно написано, в третьих, как это сделано. Очень неудобно: окошки, прокрутки, он еще должен попасть в выпадающие окошки мышкой! На это уходит столько времени! Это полнейший бред. После этой темы есть закрепляющее задание — это еще полчаса. Потом домашнее задание и закрепляющий тест, который идет на оценку. У нас выпускной класс!»

Что думают учителя:

«Я лучше урок проведу, чем это ДО»

Учительница Ирина Филонова ведет математику у 5 класса, алгебру и геометрию в 7, 8 и 10-м классах. Она в стрессе третий день. «Я составила расписание для детей на понедельник и выложила в их группу в ВК и на сайте школы. Мне начались звонки ещё в воскресенье. То есть родители не хотят даже прочитать, когда можно звонить учителю с вопросами, хотя это все указано в таблице/расписании. В понедельник в 8:00 мне снова стали звонить родители с вопросом типа: а писать «Классная работа» или «Домашняя»? Да мне все равно какую работу вы напишите, мне самое главное научить ребенка!

Потом около 9:30 и до 22:00 мне стали отправлять работы дети, каждую работу я проверяла, писала комментарии (записывала аудио), что надо исправить, на класс из 25 человек я потратила 2 часа! А урок идёт 45 минут.

Могу сказать, что я лучше проведу урок, чем вот это ДО (дистанционное обучение).

Я прочитала комментарии мамы, что учителя сейчас ни за что деньги получают, а родители сидят и детей учат, так вот, я 100 процентов говорю, что я свою ЗП отрабатываю честно!"

Y5.jpg

Школьники с котами в Zoom

Елена Грачева преподает литературу в двух 7-х классах Санкт-Петербургской классической гимназии № 610 нашла выход их ситуации — она ведет уроки в Zoom. Благо, все дети имеют возможность подсоединиться и у всех нормальный Интернет:

«Понятно, что реальный урок ничем не заменишь, но виртуальный все же лучше, чем ничего. Наша гимназия (администрация) приняла решение, что работать будем в Zoom, было создано электронное расписание, и все каникулы сотрудники гимназии настраивали и осваивали его возможности: как управлять группой, какие есть опции, как удобнее работать с микрофонами и электронной доской и т. д. И главное, было понятно, что Zoom не упадет. Поэтому к началу занятий все уже было готово, и первый день прошел без сбоев.

Развеселых особенностей полно: да, в кадре коты, собаки, родители, младшие братья, телевизоры из соседней комнаты. Дети развлекаются фонами, аватарками, разводят флуд в чатиках — впрочем, вполне умеренный.

Чтобы избежать ситуации, когда все кричат одновременно (литература — дело такое), я сразу прошу всех выключить микрофоны, а кому есть что сказать по ходу дела, писать в чатик, что, мол, прошу слова — и я голосом говорю: Петя, давай. Петя включает микрофон, говорит и выключает. Народ то включает изображение, то отключает, поэтому убедиться, что все тут, возможности, конечно, нет, но тут уж ничего не попишешь. Конечно, полностью пришлось изменить структуру домашних заданий и сделать основной упор на индивидуальные устные сообщения, но, в принципе, это тоже неплохо — потренировать формат мини-выступления.

В общем, если это продлится только четверть — не страшно. Если затянется на подольше, программу, конечно, придется сокращать — мы же не можем сохранять долго ситуацию, когда дети по семь часов сидят уткнувшись в монитор. Но война план покажет".

Перешли на работу «ВКонтакте»

Анна Кулакова, учитель литературы и русского языка школы № 118, говорит, что в связи с тем, что дистанционные образовательные ресурсы рухнули, в школе приняли решение работать там, где уже есть все дети — в соцсети Vkontakte.

«Все дистанционные образовательные ресурсы не рассчитаны на такое количество пользователей — они рухнули все и сразу. Это в первую очередь сайт, на который нас пытались обязать ориентироваться — сайт дистанционного обучения городской РЦОКИО. Он рухнул сразу — это было очевидно, он рассчитан на 500−700 дистанционно обучающихся инвалидов. Поэтому туда не все смогли зайти и зарегистрироваться, а те, кто смог, не могли поменять пароль, а те, кто смог поменять пароль, не могут ничего толком повесить свои никакие задания, ну просто потому что я не буду вешать документ который грузится 2,5 часа. Он грузится и грузится — я за это время могу сделать кучу дел. Это неудобный портал.

Рухнул также Решу ЕГЭ и Решу ЕГЭ Дмитрия Гущина — у него всегда было много посетителей, он мощный, но он тоже лег со страшной силой. А это как раз большая потеря, потому что мы с 9−11 классом сидим на «Гущине» плотно, и мы, и математики — это была та система, которую использовали все учителя старших классов для подготовки к экзаменам. Сегодня мне удалось зайти на него около 7 утра туда, а к 9 — уже нет.

Рассчитывать на Zoom сложно, потому что для этого нужно установить Zoom и детям тоже. Я столкнулась с такой проблемой — у детей моего 6-го класса ни у кого нет собственной почты, даже у родителей нет почты. У меня родители — ниже среднего класса, Интернетом они пользуются разве что поиграть в игрушки, глобально не пользуются. Поэтому все воскресенье мы с детьми устанавливали почты, кому надо было, учились работать с Google-календарем, потому что это удобно, учились находить на компьютере офисные программы, Microsoft Office или Open Office, потому что дети этого не умеют делать.

У меня 29 детей, мы списывались. Они задавали вопросы, а дальше я писала инструкцию. У нас есть группа в Vkontakte для детей и родителей — я вешала там инструкцию со скриншотами.

Например, для математики нужен был Power point. Для тех, у кого не стоял, мы нашли левый, потом все старательно устанавливали. Сначала устанавливали программу, с помощью которой я могла управлять их компьютером — и я устанавливала им программы сама. Я умею это делать — я хороший пользователь, но вот у нас почти нет таких учителей — не потому, что я такая молодец, а потому что я работаю онлайн как репетитор и уже давно все это освоила.

Мы с коллегами помучались с этой программой РЦОКИО, с городской платформой и поняли, что «дело пахнет керосином». И мы пошли, на мой взгляд, более правильным путем. Мы не стали мучить никого этими сайтами, на которые невозможно попасть — они реально безнадежны — и решили использовать ту платформу, которая точно работает. А единственное, что точно работает, и что есть у всех детей, — это «Контакт».

Они все там сидят и более того они умеют им пользоваться. Мы пошли по пути наименьшего сопротивления, более того, я не считаю что в этом есть что-то плохое.

У меня 4 класса и я администрируют в VK 4 группы. 9−11 классы — они прекрасно справляются без меня, а шестое — надо администрировать по полной программе, но они учатся.

Я имею опыт обучения онлайн и обучение классу онлайн абсолютно нецелесообразно. Эти видеоуроки — когда идет дублирование обычного уроков — это огромная профанация.

Глобально урок в такой системе должен выглядеть так: 7−10 мин. внятного сжатого объяснения материала, плюс к этому текстовый конспект этого же самого. Плюс внятные несколько упражнений письменных и плюс обратная связь: аудиофайл, когда ребенок рассказывает что-то по этому материалу. Тогда я понимаю, что ребенок работает, я имею возможность исправить по фото обсудить с ним его ошибки. Во время записи аудиофайла, он все проговаривает, он учится говорить, внятно, грамотно, осмысленно. И это дает ему ощущение, что эту тему он проработал, а не просто просидел какой-то видеоурок и прослушал говорящую голову. Внимание к говорящей голове улетучивается через 5−7 минут даже у взрослых.

Глобальная ошибка, на мой взгляд, собирать ко времени делатт видеоуроки — как по расписанию. Я твердо убеждена, что если в семье несколько детей, то одновременно учиться они не смогут, они будут мешать друг другу. Далеко не у всех 5−7 комнатные квартиры, чтобы каждому уединиться, и наличие компьютера, в третьих, каждому ребенку нужен свой темп. Поэтому я даю задание в 21:00 сегодня и принимаю до 21:00 завтра. Мне важно чтобы он не просто прислал картинку своей записи, а чтобы я имела время это проверить и с ним в личных сообщениях обсудить. «ВКонтакте» есть удобная функция голосовых сообщений — там мы все обсуждаем.

Если учесть, что у меня 120 детей, то мне важно, чтобы все «падало» в одно место. И тогда я могу, во-первых, ранжировать, что более срочно — проверять, что менее срочно, и это получается такая практически индивидуальная работа.

С выпускниками 9−11 классом мы работаем иначе. Мы с ними обсудили, как нам лучше заниматься, и они в итоге сказали: давайте голосом. Мы сможем послушать в любое время. Я им записала по каждому заданию короткий аудиофайл и отправила доступ по ссылке. Я вешаю аудио через день и ссылку на задание. А дальше они слушают, делают! Дети говорят, что очень хорошо «заходит», если задания между песнями в плейлист вставить! Ну потому что все равно слушают какую-то музыку: а так трек, трек, задание № 9, опять трек, задание № 10.

По тем предметам, где есть новый материал, коллеги вешают задания, объяснения в группе Вконтакте. Мы сделали удобную вещь: разнесли предметы. Там есть удобная вкладка «Обсуждения», так вот, каждый предмет — свое обсуждение.

Но выявились другие проблемы. Например, ни дети, ни родители не владеют элементарной деловой перепиской, да и многие учителя.

Поэтому я вынуждена была писать свод правил. Никто же не обращает внимания, что письмо должно быть подписано и если оно подписано ребенком внизу «Сидорова Маша», то у меня таких Сидоровых Маш может быть три. Я объясняла, что в теме письма ты пишешь имя, фамилию, класс, предмет и тему, начиная с предмета. Чтобы человек, который ведет одновременно обществознание и историю мог сортировать, что это ответы по истории, а это по обществознанию. У нас, к сожалению, такой уровень пользовательской грамотности массовый, что мысли про то, что можно пользоваться гугловскими таблицами, которые сортируют, с фильтрами, что можно вообще письма сортировать, она не приходит в голову никому — и это очень грустно. Это от незнания на уровне пользователя, которые сильно облегчают жизнь.

Проблема с родителями следующая — они не умеют пользоваться компьютером. Те, кто умеют, стараются активно помогать. Вторая проблема в том, что ни родители, ни дети не обладают пунктуальностью. Я много времени потратила на переписку с родителями, но ни одной работы после 20:59 не приняла. А после — до полпервого ночи переписывалась с родителями.

Мне кажется, очень важный момент в другом: мы можем чему-то недоучиться: в математике, русском языке, литературе, физике, химии, но есть вещи которым мы обязаны научиться: навыкам деловой переписки, пунктуальности, употреблению слова «здравствуйте» вначале любой переписки. Это навыки, поважнее знаний тригонометрии.

Потому что получается, что практические навыки гораздо больше усложняют ситуацию, чем само обучение. Всеобщее раздражение только усугубляет ситуацию. И, пожалуй, привычка: «А будет по-моему». В этой позе стоят коллеги, в этой позе стоит администрация, в этой позе стоят родители. И я думаю, это все оттого, что им страшно. Это единственное приемлемое объяснение. И когда я это проговариваю, мне становится их жалко и я начинаю с ними торговаться так, чтобы было удобно всем.

Главное, что меня очень тревожит — это если опять переведут классы на свободное посещение, и у меня будет 5 человек в классе, с которыми я буду вести 6 уроков, а потом еще по полной программе — дистанционку. Вот это будет катастрофа.

Сейчас у меня по крайней мере одна работа, а так будет две".

share
print