Истории

Аренда душит общепит — его спасёт доставка

Рестораны, бары, кофейни, бистро и другие точки общепита раньше всех ощутили влияние карантина — еще до того, как объявили официальный запрет, люди сами перестали посещать рестораны. Новую реальность на ресторанном рынке изучил корреспондент MR7 перед самым закрытием заведений на карантин.

Фотографии опустевших фудкортов в крупных торговых центрах удивляют даже больше, чем видео опустевших главных улиц Европы. Она там далеко, а фудкорты — это здесь и сейчас.

За этой странной картиной историей стоит пугающая реальность — оставшиеся без работы сотрудники и ошарашенные владельцы бизнеса, не понимающие, из чего им платить зарплату, коммунальные платежи, аренду.

В своем выступлении 25 марта 2020 года президент России Владимир Путин пообещал всем налоговые каникулы и отсрочки по кредитам. Но это всего лишь отсрочка. Сколько продлится такое положение — никто не знает, когда снимут ограничения, из чего потом отдавать накопившиеся долги и как жить сейчас? Все эти вопросы без ответов мучают директоров баров, ресторанов и кафе.

Евгений Новожилов, директор бара в ТК «Континент» на Байконурской, закрыл свой бар не из-за распоряжений сверху, а потому, что к нему перестали ходить люди. Он обратился к администрации с просьбой убрать арендную ставку, а вместо ответа администрация опечатала его бар:

«Понимая, что я не смогу сделать очередной платёж по аренде из-за снижения потока на 80−90% людей, я написал письмо с просьбой сделать арендную ставку равную 0 до конца мая. Либо просто закрыться с целью продажи бизнеса. Видимо они испугались что я могу вывезти оборудование и опечатали бар».

По его словам, отсрочка кредитов и налогов, которые в качестве поддержки бизнеса, предложил президент РФ, не сильно поможет: «Это не очень актуально. Через три месяца мы не будем купаться в деньгах». В баре Евгения работало восемь человек, сейчас они безработные.

«Если ситуация сохраниться и бар будет нереально продать, так как это „неликвид“, то буду его банкротить», — рассказывает предприниматель.

Кафе, рестораны и бистро сейчас в темпе вальса пытаются перестроиться на дистанционную работу — то есть доставку.

Екатерина Колинько, владелица кафе-столовой «Просто вкусно» на Аптекарском, 4, говорит, что их «фишка» — огромные порции, вкусные блюда и демократичные цены. Благодаря этому в столовой всегда был большой поток людей по будням: это студенты и сотрудники бизнес-центров. В феврале студенты перешли на дистанционное обучение, сотрудники засели в офисах — жизнь в кафе замерла.

«Мы прошли критичную точку безубыточности на прошлой неделе и для нас это очень серьезно, ведь зарплату мы не отменяем, персонал мы не распускаем, мы надеемся на взаимодействие с арендодателем… Но все равно затраты никуда не уходят».

Екатерина начала думать, как спасать бизнес — единственным спасением может стать переход на доставку. «При этом мы хотим попытаться организоваться по доставке. Так как службы доставки забирают около 40% о суммы заказа и, соответственно, придётся увеличивать стоимость блюд, — написала она в группе «Петроградская диаспора» — это сообщество жителей Петроградской стороны, которое на время эпидемии разрешило бизнесменам публиковать рекламу бесплатно.

— Давайте попробуем объединять жителей по территориальному признаку, например, через чаты домов или жилых комплексов и таким образом мы сможем осуществлять доставку гораздо более бюджетно. Мы готовы оплачивать тогда работу курьера, ими тоже, кстати, могут стать соседи, кого, например, сейчас посадили в неоплачиваемый отпуск.

В результате откликнулись и другие кафе и рестораны по территориальному признаку.

«На связь вышел шеф-повар итальянского ресторана — они соседи наши на Петроградке, они тоже хотят запускать свою доставку, — говорит Екатерина. — Все упирается в то, что делать доставку через компании-посредники — это нужно поднимать цены, потому что они забирают свой процент. Но все же понимают, в какой ситуации денег точно ни у кого не прибавилось, скорее, ровно наоборот».

По словам Екатерины, сейчас ведутся переговоры нескольких рестораторов об организации единой сети доставки.

На бесплатную доставку решился перейти и «Бар 76». Особую мобильную группу составили сами бармены, которые на велосипедах будут доставлять напитки клиентам.

«Бар пока не опустел выручки до сих пор вполне на допандемическом уровне, — говорит владелец Николай Конашенок. — Связываю это, с одной стороны, с высокой лояльностью нашей аудитории — большое спасибо всем нашим посетителям — и с тем, что вообще у нас очень маленькое заведение. Что касается прогнозов, то горизонт планирования максимально короткий. На текущий момент это неделя так называемых президентских каникул. Что бы нам не говорили про меры господдержки, очевидно, что в текущих условиях общепит в первую очередь будет душить арендная плата. Надо работать с арендодателями, нам пока удалось добиться существенной скидки от нашего лендлорда на ближайший месяц. Знаю, что некоторым коллегам по некоторым объектам вообще месячных каникул удалось добиться. Хотя есть и обратные случаи недоговороспособности и, я бы сказал, недальновидности».

Николай рассказал, что идея с доставкой возникла не у него, а у линейного персонала: «Парни готовы в порядке эксперимента дежурить в баре и принимать заказы, развозя их на своих великах. Они все увлекаются велоспортом. И один повар тоже согласился остаться. При чем речь не идёт о сохранении заработной платы. Уговор такой, что мы посмотрим, чего удастся добиться и обсудим, как поступать с выручкой: что на закупки, что на оплату труда.

В общем, я хочу их поименно назвать, Сёма Жабинский, Гоша Усов, Дима Парахин, Роман Солоев — вы герои Петроградской стороны! Горжусь знакомством".

Наталья Ясногородская, владелец бренда Eco. Сookery Research, занимающегося производством десертов и супов рассказывает. Для того чтобы выжить, пришлось сократить смены и расходы, снизить цены на продукцию, но и этого мало: «Мы производство — не кофейня, у нас нет общественного пространства, мы крафтовые и очень маленькие. До нынешних событий у нас было два направления: мы занимались гипоалергенной кулинарией — десертные куки на суперфудах, которые мы поставляли в кофейни, и второе направление — супчики — это уже для клиентов непосредственно.

Второе направление развивалось с нашей доставкой. В итоге с кофейнями все прекратилось — никто не заказывает и все. Просто ноль и все. В итоге очень многие наши заказчики перестали платить за уже осуществленные поставки. Некоторые написали: мы ничего не можем, потому что клиенты ушли из кофеен, а некоторые просто из эфира пропали и не отвечают на звонки. Это направление схлопнулось. А супчики, которые мы поставляем в основном на Васильевский остров, мы продолжаем производить. Наши «постоянники» никуда не делись, а вот новые клиенты не появляются".

В последнее время на фоне развивающегося кризиса появилось множество инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса от жителей Петербурга.

Например, «карта местных героев» — платформа для поддержки малого бизнеса. Это карта местных малых предпринимателей. Цель инициативы — сделать так, чтобы горожане, которым что-то надо купить, покупали это у малого бизнеса. Поэтому на карте можно найти кафе, кухни, бары, магазины, производства именно в своем районе, заказать или купить депозит. Это удобно тем, что здесь не берут никакие комиссии или деньги за размещение.

Екатерина Машенджинова разработала для рестораторов чат-бот по приему заказов на доставку и предлагает бесплатно всем, кто захочет его внедрить.

«Моя душа болит за локальный бизнес. Вижу, как многие борются за арендные каникулы и готовятся делать доставку. Я не хочу, чтобы любимые места закрывались, а люди оставались без работы, — говорит Екатерина.

Она занимается Telegram чат-ботами для Horeca, которые помогают с автоматизацией части процессов и сделала чат-бот заточенный под доставку.

«Это чат-бот для автоматизации приемов заявок на онлайн заказы. Я давно занимаюсь разработкой для Horeca, и когда я поняла, что сейчас все уйдут на карантин и работать будет только доставка, я тут же представила сколько дополнительных трудностей сейчас испытает бизнес, потому что разработка приложений — это долго, дорого, не все смогут потянуть, не все знают, как с технической точки зрения это сделать. Те, кто скажут, звоните нам по телефону, они проиграют Delivery club и „Яндекс Еде“ сразу. И у меня уже было готовое решение, оно уже было отчасти сделано, я просто вычленила модуль доставки и предложила всем локальным бизнесам, которым это может быть интересно, отдавать его бесплатно, потому что мне кажется, что правда надо поддержать друг друга и правда конкретно рестораторам сейчас хуже всех».

После публикации объявления о своей инициативе на странице в соцсетях, Екатерина получила множество обращений от самых разных кафе и ресторанов — крупных и небольших: «Это самые разные ребята, есть какая-то домашняя веганская доставка супов, которые развозят супы, вплоть до «Бекицера» и «Gills» с которыми мы начали общаться: видно, что тема нужная, что интерес есть, но все в панике.

Мы каждый день меняем условия, договоренности и так далее, потому что каждый день появляется новая информация и люди растеряны. Основной вопрос в том, что запретят завтра? Как только новая новость, у людей сразу диссонанс: окей, мы можем придумать план, исходя из этого, но может подождем завтра и что-то еще придумают? Поэтому многие в подвешенном состоянии".

Большая часть антикризисных инициатив собрана в подборку «Карантиниум», созданную сооснователем платформы Openland Юрием Лифшицем.

«Я запустили спецпроект «Карантинум» по сбору самых полезных ссылок на время кризиса. Темы: благотворительность, образование, культура и развлечения, поддержка малого бизнеса, психологическая помощь, дети в карантине, здоровье и питание, рекомендации для руководителей, рынок труда. Весь проект координируется через Гугл документы и чаты.

Сейчас многим еще кажется, что Россию коронавирус может обойти стороной, но, скорее всего, нас ждут несколько месяцев карантина разной степени строгости", — пишет Юрий в своем аккаунте в Fb. Карантиниум собрал уже более 100 антикризисных ресурсов.

share
print