Собранное в жизни по крупице останется со мной
Музейные, театральные и читальные залы и пространства галерей будут пустовать в Петербурге до 30 апреля, а дальше — по обстоятельствам. Выставка Ирины Бируля «Время собирать» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме была смонтирована и открылась всего на день — как раз накануне распоряжения комитета по культуре о прекращении работы культурных институций для посетителей и зрителей.
Зал с картинами на стенах и предметами из огромной коллекции Ирины Бирули — старинными вещами — пуст. Странное ощущение пространства, наполненного прошлым. Ирина Бируля — известный сценограф, тонкий художник и собиратель — писала в своей книге «Записки на подрамниках»:
«Каждая ложка, утюг, пожилой зонтик, старая лампа — актеры, а я режиссер этого спектакля-натюрморта, в котором остановлено мгновение между прошлым и настоящим, и вечное выглядывает из-за сиюминутного».
Вещи и картины в пустом зале без зрителей, переход жизни музеев и театров в виртуальное пространство — новая реальность для нас. Музей Ахматовой в Фонтанном доме тоже перешел в соцсети. Но надеется, что после 30 апреля выставку «Время собирать» можно будет, продлив на декаду, показать горожанам.
Ирина Бируля несколько лет назад написала книгу «Записки на подрамниках», где рассказала о картинах и предметах, которые сейчас переместились из ее мастерской в Фонтанный дом и стали пленниками карантина. Эпиграфом к книге Ирина Бируля выбрала стихи Роберта Фроста:
Я что угодно времени отдам,
Дойдя до окончательной границы.
Пусть забирает ежедневный хлам,
Но собранное в жизни по крупице
Останется со мной и здесь, и там.
Сама мемориальная квартира Пунина — та, что над выставочным залом — тоже закрыта. Стулья смотрителей пусты. Сотрудники городских музеев, театров и галерей — кто на удаленке, кто приходит на работу — в музеях всегда есть чем заняться. В комитете по культуре заместитель председателя Федор Болтин пояснил корреспонденту МР7.ру, что «период простоя — вынужденная мера, а финансовое обеспечение есть и каждое учреждение дорожит своими сотрудниками». В комитете по культуре говорят, что нет ни одной жалобы на то, что в каком-то из учреждений отправляют людей в неоплачиваемые отпуска.
«Если проблемы будут возникать, то с каждым учреждением мы будем прорабатывать механизмы сохранения штата», — сказал Федор Болтин.
Новая история глобального мира — закрытые для зрителей театры играют при пустых залах, чтобы транслировать спектакли онлайн или выкладывают «подзамочные» записи в открытый доступ, музеи ушли в виртуальное пространство, чтобы люди, запертые карантином в своих квартирах, могли на экранах увидеть сокровища. Чтобы «разобщение коллективов» — термин, в данном случае вполне себе эпидемиологический — не обернулось тотальным одиночеством, окончательным страхом и тоской.
«Друзья дорогие! Жизнь с коронавирусом оказалась неожиданно гораздо интенсивнее, чем без него. Всё срочно перестраивается, перегружается, переосмысливается», — пишет на своей странице в соцсети редактор сайта журнала «Театр» Жанна Зарецкая.
«Регулярно появляются хорошие новости — в частности, в новостной ленте нашего сайта журнала «ТЕАТР». А сегодняшняя новость меня особенно греет. Надеюсь, согреет и вас. Мы на нашем сайте запускаем новый сообразный новой социальной ситуации проект: «ЛУЧШИЕ РОССИЙСКИЕ СПЕКТАКЛИ: СМОТРИМ ВМЕСТЕ», — добавляет Жанна Зарецкая.
Руководитель «АртДокФеста» Виталий Манский размещает информацию о том, что в открытый доступ на сайте фестиваля выложено 800 фильмов. И это лишь два примера того, какие возможности дает нам «разобщение», которое, конечно же, не навсегда.