Истории

В Европе, как в мышеловке

Российские граждане оказались в закрытой Европе, как в мышеловке. «Аэрофлот» поднял цены на билеты в два раза, воспользовавшись ситуацией с коронавирусом, когда другой альтернативы у желающих вернуться на родину нет, а российские дипломаты нужны только для обслуживания начальства во время визитов. Корреспондент MR7 узнал, как трудно было выбраться из Хорватии и добраться до Петербурга.

Вероника с мужем и дочерью оказались в Хорватии в момент, когда европейские авиакомпании отменили все рейсы в Россию. Узнав, что Европа закрывается, семья попыталась поменять билеты и улететь раньше, но в итоге, заплатив за еще три билета, так и осталась в Загребе. Единственная авиакомпания, которая продолжала летать — «Аэрофлот» — взвинтила цены в несколько раз.

Консульство России реальной помощи не оказало.

Оставшись совсем без средств, семье пришлось занимать деньги на дорогу домой у друзей. Вероника вернулась в Петербург, оставив мужа с дочкой в Хорватии на период, пока она не решит вопрос с обратными билетами.

Об этой ситуации рассказал депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Петербурга Борис Вишневский. Благодаря его поддержке, только 20 марта с Вероникой связался Комитет по внешним связям Смольного и пообещал оказать помощь. Кроме того, сегодня ФАС заявил о неправомерности «попытки „Аэрофлота“ заработать на гражданах, оказавшихся в чрезвычайной ситуации»: «ФАС России требует от ПАО „Аэрофлот“ незамедлительного принятия мер по устранению нарушений в ценовой политике на авиабилеты и обеспечении доступности рейсов»".

Однако, пока наши граждане остаются за границей без какой-либо поддержки.

«Мы с дочкой улетели в Хорватию 14 января, потому что ребенок занимается спортом у тренера мирового уровня. По договоренности со школой, поскольку у дочери хорошая успеваемость, ее отпустили до 16 марта — по приезду она должна была сдать все экзамены и контрольные, чтобы пройти аттестацию», — рассказывает Вероника.

12 марта к ним присоединился глава семьи, чтобы 16 марта вместе вернуться домой. Билеты у всех были куплены заранее. Но тут границы стали закрывать, и ситуация вышла из-под контроля.

1 марта «Lufthansa» сообщила, что аннулирует из-за коронавируса рейс, которым собиралась лететь домой семья Вероники. Мужа удалось пересадить на рейс «Польских авиалиний», а Веронике с дочкой пришлось сдавать билеты и покупать новые на тот же рейс, отправлявшийся 16 марта. Средства по первым билетам Lufthansa обещала вернуть в течение восьми недель. На этом приключения только начались.

13 марта появились новости о том, что Польша 15 марта закрывает границу, а «Польские авиалинии» отправляют последний рейс в Россию 14 числа.

«Нам авиакомпания ничего не сообщила, мы узнали об этом их СМИ» — рассказывает Вероника.

В ту же ночь петербуржцы собрались и утром приехали в аэропорт Загреба в надежде успеть на последний рейс. На территории аэропорта не оказалось ни одного представителя авиакомпании. Через другую авиакомпанию удалось связаться с «поляками» и семью поставили перед фактом: пересадить на этот рейс без переплат смогли только мужа, а дочке с мамой придется доплатить 650 евро за билет.

«У нас оставалось только 300 евро — мы уже потратили сверх нашего лимита», — рассказывает Вероника. Семья приняла решение отправить домой главу семейства, чтобы он нашел и выслал средства на билеты. Но и этот план провалился. В Варшаве петербуржец из-за медицинских проверок опоздал на пересадку в Москву. «Польские авиалинии» вернули его тем же рейсом в Загреб.

В Посольстве РФ людей с проблемами отправили в «Аэрофлот».

«Аэрофлот» предложил семье улететь в Россию за 123 тысячи рублей, при том что цена обычного билета эконом-класса составляет около 15 тысяч рублей.

«Я дошла до консула — Дунаевского Олега Владимировича — который мне сказал: напишите официальное письмо на электронную почту с просьбой, чтобы мы обратились в „Аэрофлот“ по поводу цен на билеты». Ответ на письмо, по словам консула придет в течение 30 дней.

16 марта друзья выслали семье средства на один билет — он обошелся Веронике в 30 тысяч рублей плюс оплата багажа и сервисные сборы.

Сейчас она в Петербурге, пытается найти поддержку от властей и вернуть семью домой. «Польские авиалинии» предложили ждать до 29 марта — тогда планируется отправить рейс в Россию.

Хозяева мини-гостиницы, где живут папа с дочкой в Опатии тоже не остались в стороне и разрешили пожить бесплатно — оплачивая только коммунальные услуги. На работе мужа Вероники отправили в неоплачиваемый отпуск. Дочка сдала экзамены дистанционно.

Итого, семья потратила 40 тысяч на билеты «Польских авиалиний» для мамы с дочкой, который отменили, на рейс Lufthansa — 35000, на проживание в Загребе — 60 евро, на билет мужа — 22 тысячи рублей, за «Польские авиалинии», которыми не улетел муж — 39 тысяч рублей, и за билет на Аэрофлот, которым Вероника вернулась в Петербург, около 30 тысяч рублей.

«Для нас эти цифры вне бюджета, мы не олигархи», — говорит петербурженка.

Она отмечает, что в этой ситуации, единственными, кто пошел навстречу, стала компания Мегафон, которая еще в Хорватии вернула деньги за все звонки на горячие линии и не взяла денег за роуминг, а также хозяева мини-гостиницы, где сейчас бесплатно живут муж с дочерью — с них возьмут только за «коммуналку».

«Я связался с председателем комитета по внешним связям Евгением Григорьевым, — рассказал корреспонденту MR7 Борис Вишневский. — Он внимательно отнесся к этой проблеме: сказал, что даст срочное поручение своим сотрудникам, чтобы они связались с Вероникой и «Аэрофлотом». Я понимаю, что административной власти над «Аэрофлотом» у комитета нет, но мне кажется, что сейчас такая ситуация, поскольку речь идет о форс-мажоре, в котором государство должно «Аэрофлоту» объяснить, что негоже на этом наживаться.

«Аэрофлот» ссылается, что евро прыгнул. Но в таком случае обязанность государства — ему компенсировать убытки. Ведь люди возвращаются не потому, что им надоело отдыхать — они возвращаются из-за угрозы эпидемии, из-за того, что закрываются границы и ответственные государства принимают всевозможные меры, чтобы люди материально от этого не пострадали.

Не могу не привести пример Израиля, где четыре самолета были отправлены в Перу, через полпланеты, чтобы вывезти туристов, которые там застряли. Естественно, никаких денег с них никто не возьмет. У нас не очень большое число людей, которые где-то застряли, и которым надо помочь и государство не разорится, если оно им поможет оттуда улететь, хотя бы по нормальным ценам за билет. Это покажет, что власть, которая существует на деньги налогоплательщиков, в критической ситуациях людей не бросает, а им помогает".

share
print