Предстоятели коронавируса
На улицах все чаще замечаешь людей в масках, видишь, как некоторые неохотно и с опаской берутся голыми руками за поручни в метро. Коронавирус проникает в жизнь Петербурга, меняет ее. Но ничего не меняет в умах руководства петербургской митрополии. Для них коронавирус — это проверка твоей веры. «Верьте, молодой человек, и напасть вас не коснется». Читайте о том, как Петербург во время эпидемии целовал мощи Иоанна Крестителя.
О ближнем позаботиться бог
Когда Петербург 9 марта 2020 года ждал частицу мощей Ионна Крестителя, о коронавирусе говорили и эпидемия уже захватила Италию и первые случаи заболевания были в Эстонии и Финляндии.
Петербургская власть избрала методом борьбы с новой инфекцией игнорирование и замалчивание. Надежды были на здравомыслие христиан и их часто обостренное желание заботиться о ближнем. Была надежда, что многие православные не придут или сделают все возможное, чтобы защитить себя и ближнего своего от вероятности заразиться коронавирусом и гуляющим сейчас гриппом. Однако 10 марта в Казанском соборе выстроились сотни, если не тысячи людей, желающих поцеловать святой ковчег в разгар эпидемии. Возглавляли процессию митрополит петербургский Варсонофий и спикер законодательного собрания и лидер местной «Единой России» Вячеслав Макаров.
Право защищать ближнего было возложено на бога. На него же сбросили и решение о том, кто заразится, а кто нет. Роспотребнадзор остался в стороне, а в этом время батюшки пели, молились и позволяли пожилым людям друга за другом целовать мощи. В контексте этого хочется напоминать о рекомендациях ВОЗ в борьбе с коронавирусом:
- Регулярно мыть руки.
- Держаться от людей в общественных местах на расстоянии метра.
- Не трогать руками глаза, рот, нос (как же тогда креститься??).
- Носить маски, защищающие дыхательные пути от проникновения инфекции.
Можно вспомнить еще о том, что коронавирус особенно опасен именно для пенсионеров. Как вы понимаете, таких среди лобызающих раку большинство.
«Это вопрос силы твоей веры»
Ковчег с мощами святого Иоанна Крестителя находятся в Казанском соборе уже неделю. 17 марта — последний день пребывания частички святого в Петербурге. Когда я подходил к Казанскому, то думал (надеялся), что не увижу толп верующих, склоняющихся над мощами. Я предполагал, что все желающие уже успели совершить акт целования. Но все оказалось ровно наоборот.
Казанский собор был переполнен людьми. Верующие выстраивались в две длинные очереди, где одна перетекала в другую. Ни один человек не был в маске, абсолютно никто. Я подошел к женщине, у нас завязался следующий диалог:
— Почему ты в маске? — спросила она меня.
— Это простейшая мера предосторожности, я не хочу заразиться коронавирусом. Вы не боитесь?
— Это вопрос силы твоей веры. Я верю, что бог убережет меня, — она посмотрела на меня сочувствующе и добавила, — приложитесь все-таки к мощам. Да, приложитесь, хотя бы в маске.
На этом она меня оставила. В соборе раздавались церковные песнопения, а очередь двигалась достаточно быстро. Поток людей столкнул меня с мужчиной. Он обернулся, извинился и предложил пропустить меня перед собой. Он пришел в собор с пожилой мамой. Когда до мощей оставалось несколько метров, она заботливо вложила ему в руку иконку с изображением Иисуса Христа.
— Не бойся заболеть. Я понимаю твой страх, но все же ты должен верить. В метро ведь не боишься ездить, а там, думаю, шанс подхватить эту заразу гораздо выше, — ответил мужчина на мои опасения.
Протереть и все будет хорошо
За неделю представители РПЦ, церковнослужители и лично митрополит Варсонофий не смогли или не захотели обеспечить такие меры, которые обезопасили бы прихожан от заболевания коронавирусной инфекцией. Ни обязательного посещения Казанского собора в масках, ни запрета на целование мощей (что в условиях эпидемии оправданно). Только баночки с перекисью водорода и хлоргексидином, и одна тряпка, которой иногда протирается стекло мощевика. Даже Роспотребнадзор не стал вмешиваться, побоялся.
Когда пришла моя очередь прикладываться к мощам, девушка протерла их раствором перекиси водорода и отступила. Из соображений собственной безопасности я отступил на полтора метра, перекрестился, поклонился, и ушел, провожаемый недоумевающими взглядами. В свое оправдание хочу сказать, что мужчина, который был передо мной, чрезмерно долго целовал мощи святого Иоанна Крестителя.
Это был самоотверженный, почти страстный поцелуй, соучастником которого мне становится не хотелось.
В комитете по здравоохранению Петербурга сказали:
«Перекись водорода не приспособлена для того, чтобы использовать ее как дезинфицирующее средство поверхности от коронавируса. Лучше использовать хлоросодержащие растворы: хлоргексидин, хлорамин».
Масло вместо антисептика
У выхода из Казанского собора, на столах, служители храма выложили свой товар на продажу. Иконки и освященное елейное масло.
— Его можно мазать, чтобы предостеречь развитие болезней. Оно будет защищать вас от инфекций. Ведь не зря в Послании Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть помолится, помазав себя елеевым маслом во имя Господне, — сказала женщина (за точность ее цитирования не ручаюсь).
Стоит такая баночка 50 рублей.
Не антисептик для рук, не обеззараживающий крем, не маски продавали в тот день в Казанском соборе. А освященное елейное масло.
А это вручали в руки после того, как человек прикладывался к мощам:
Митрополиту Варсонофию самое время молиться за свое здравие паствы и за то, чтобы новая коронавирусная инфекция не проникла в его тело и в тело председателя Законодательного собрания Петербурга Вячеслава Макарова. Ведь и они прикладывались к мощам Ионна Крестителя.